Московский журнал

 А. Морозов

N 12 - 2004 г.


Из записной книжки московского старожила 

Москва: зима 1928/29 года

"В первые две недели своего пребывания я исколесил Москву в погоне за живописными уголками. Запушенные инеем бульвары, скрытые под снегом скамейки, обледенелые усатые лица, узорчатые церковные макушки - чего только я не видал...
Одного я не мог понять: отчего Москва не была заснята зимой, когда она всего краше? Но мои недоумения продолжались только до получения разрешения на съемки.
Когда же, вооружившись разрешением, я вышел наконец на работу с аппаратом за спиной и голыми руками, все мои сомнения разрешились: я еще не научился манипулировать аппаратом в рукавицах и после 15-минутной работы бросился прятать и греть руки..."
Эти строки, взятые нами из журнала "Красная нива" за 1928 год и принадлежащие американскому фотожурналисту Аббе, вполне, видимо, объясняют, почему на открытках - и дореволюционных, и первых послереволюционных - представлены прежде всего виды Москвы летней: русский мороз никак не мог быть союзником в работе с тогдашней фотографической техникой. Тем не менее, год спустя после неудачного опыта американца издательство треста "Мосрекламсправиздат" выпустило интересную серию почтовых открыток "Москва зимой". Серия была отпечатана небольшим тиражом - 5 тысяч экземпляров - и состояла из снимков, сделанных фотографами С. И. Тулесом и Ю. П. Ереминым. Тут кстати заметить, что в самом начале ХХ века большинство видовых открыток выходило безымянными, в 1920-х годах имена авторов фотоснимков хотя и не всегда, но указывались, а в 1930-х это уже стало правилом.
Юрия Петровича Еремина (1881-1948), запечатлевшего в 1920-х годах множество видов Москвы и Подмосковья, можно назвать истинным фотолетописцем того периода. Его работы отличали оригинальный сюжет, неповторимый ракурс, прихотливые композиция и освещение, иногда - "затуманивание" изображения, придававшее фотографии характер живописи ("пиктореализм"). Принадлежа к "старой школе" фотографов, о чем свидетельствует его членство с 1911 года в Русском Фотографическом Обществе (РФО), объединявшем таких корифеев, как Н. Свищев-Паола, А. Трапани, А. Гринберг и многих других, Еремин отнюдь не чурался поиска новых выразительных средств в своем искусстве. Позднее он - член правления РФО. В 1919 году Московская губернская комиссия по охране памятников старины выдала ему мандат на фотографирование и рисование художественно-исторических памятников Подмосковья.
Ереминские работы печатались как в виде отдельных открыток, так и в виде комплектов по 8-10 штук в каждом. Заслуженной известностью пользуются подборки "Окрестности Москвы" издания 1928-1929 годов, сохранившие для нас облик в основном утраченных ныне усадебных достопримечательностей, а также серии "Архангельское" и "Останкино".
Ю. П. Еремин участвовал во многих, в том числе и международных выставках и неизменно получал призы. В роскошном фотоальбоме "Moskau" (Берлин, 1928), призванном пропагандировать на Западе новую советскую столицу, под значительным числом снимков значилась его фамилия. Параллельно с профессиональными занятиями фотографией Ю. П. Еремин долгие годы отдавал много сил и времени преподавательской деятельности.
Однако скоро Еремина обвинили в "правом буржуазном уклоне". Критика его творчества приняла массированный и весьма жесткий характер. После роспуска в 1930 году РФО Еремин старался ограничиваться скромными фоторепортажами, избегая всего, что могло дать повод усмотреть в них "социально чуждые элементы", но публиковать его стали реже, а затем и вовсе прекратили.
Соломон Иосифович Тулесс (1896-1944), известный гораздо менее Ю. П. Еремина, с самого начала подвизался в прессе в качестве фоторепортера. Обращают на себя внимание его кадры, запечатлевшие выступления В. В. Маяковского. Славной страницей работы Тулесса в "Союзфото" следует признать участие в создании знаменитого фотоочерка "День московской рабочей семьи" ("24 часа из жизни семьи Филипповых"). Вместе с ним над этой серией, состоявшей из 78 снимков, трудились также А. Шайхет, М. Альперт и Л. Межеричер (редактор-руководитель). Рассказ в картинках о рабочем с московской фабрики "Красный пролетарий" был первоначально опубликован в немецком коммунистическом еженедельнике "Arbeiter Illustrierte Zeitung", затем (с купюрами) - в журнале "Пролетарское фото". Во время Великой Отечественной Тулесс, будучи военным фотокорреспондентом, погиб на фронте.
Представляем читателям часть зимней серии Еремина и Тулесса - 7 открыток (всего их 19). Она интересна прежде всего тем, что на открытках мы видим памятники архитектуры, многие из которых были утрачены в последующие десятилетия, а также (в отличие от многих "парадных" видов) приметы реального московского быта тех времен. Но главное, конечно, - это "Москва зимой, когда она всего краше"...
Ю. П. Еремин. Сухарева башня
Вид из-за ограды Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, организованного в 1923 году. На месте ограды до 1925 года стояли два каменных одноэтажных торговых помещения.
Это одна из последних открыток с видом башни, отреставрированной в 1923-1925 годах и разместившей с 1926 года в своих стенах Московский Коммунальный музей, а впоследствии снесенной.
С. И. Тулесс. Большой Каменный мост и Кремль
Заснеженные ступени, ведшие от набережной у храма Христа Спасителя к каменной иордани, устроенной на Москве-реке, служили местом катания на санках и лыжах. То был ответ на призыв, брошенный наркомом здравоохранения Н. А. Семашко зимой 1925-1926 года: "Все на лыжи!".
С. И. Тулесс. Часть площади Дзержинского (Б. Лубянка) и Владимирские ворота
Видные на снимке многогранная башня Китай-города и Владимирские ворота реставрировались в 1927 году. При этом навершие башни избавили от кремлевских "ласточкиных хвостов".
В кадр попали сразу несколько средств московского транспорта того времени. Интересно соседство одноместных саночек, называвшихся "ваньками", с относительно новыми тогда для Москвы автобусами. В данном случае это один из поставлявшихся в Россию с 1924 по1928 год английских "Лейландов", но с более изящным кузовом, изготовленным на московском автозаводе "АМО".
У Владимирских ворот - автомобиль, за которым просматривается характерный для Москвы 1920-х годов киоск-башенка Справочного Бюро МКХ. Одновременно в таких киосках продавали билеты в театры, кино, сады, музеи, здесь же располагался телефон-автомат, а наверху иногда - будка милиционера-регулировщика.
На переднем плане - уличная торговка с корзиной.
Ю. П. Еремин. Моховая улица
Моховая улица в районе будущей Манежной площади на открытке - пока еще действительно улица. Справа - здания 1-го Московского государственного университета. Слева виден рабочий, убирающий в сани снег, чтобы вывезти его на специально отведенный для этого пустырь - "снеговую свалку". Вместе с тем в городе на тот момент уже работало несколько снегоуборочных машин.
С. И. Тулесс. Москва-река, Китай-город и Кремль
Вид от Устьинского моста.
Вдоль Москворецкой набережной высятся опоры линий Шатурской электростанции, пущенной в 1925 году. Вдали белеет стена Китай-города, освобожденная от заслонявших ее со стороны набережной лабазов и отреставрированная в 1927-1928 годах.
На переднем плане - московские рыболовы у огромной полыньи вблизи электростанции МОГЭС, достроенной в 1926-1927 годах; в этот кадр она не попала.
С. И. Тулесс. Москворецкая набережная и Дворец труда
В 1927 году бывший Воспитательный дом, предназначенный стать Дворцом труда, подвергся серьезной реконструкции: изменили внутреннюю планировку, сняли с крыши боковые купола, увенчанные крестами, а церковное помещение переоборудовали. Тянувшиеся вдоль набережной одноэтажные строения лабазов (так называемые "тужиловки") снесли, а на их месте возвели ограду с решеткой и сквер.
Во Дворце разместились Профинтерн, ВЦСПС и ЦК всех профсоюзов, а также редакции газет и журналов "Гудок", "Металлист", "На вахте", "Швейник", "Пролетарий связи" и многих других.
По набережной движутся несколько саней, вывозящих снег с городских улиц. С 1 октября 1928 года управлявшие ими ломовые извозчики стали сдавать "экзамен" и получать удостоверения в особой комиссии МКХ.
С. И. Тулесс. Москворецкий мост и Москворецкая улица.
Уголок Москвы, полностью исчезнувший в 1930-1950 годы.
Мост в 1924 году реконструировался. Запечатленный на нем фотографами автомобильчик "Рено" - один из 120 такси, появившихся на московских улицах в 1925 году.
С. И. Тулесс. Конец Тверского бульвара и Страстная площадь
В главном соборе Страстного монастыря в январе 1929 года разместился Центральный антирелигиозный музей. Рядом с монастырем высится здание новой "конструктивистской" архитектуры - Дом "Известий ВЦИК", построенный в 1927 году архитектором Г. Б. Бархиным.
В старинном особняке слева от "Известий" - Университет трудящихся Востока имени Сталина.
В ограде Тверского бульвара виден турникет-"вертушка", регулировавший переход через трамвайные пути.

01.jpg (24725 bytes)    02.jpg (29999 bytes)  

03.jpg (27896 bytes)    04.jpg (25841 bytes)

05.jpg (21762 bytes)    06.jpg (18353 bytes)

07.jpg (23611 bytes)    08.jpg (29454 bytes)