Московский журнал

 Д. Бакун,
 Н. Бакун

N 3 - 2006 г.


Светильники веры 

"Он не прекращал дерзновенно ратовать за веру..."

Холм, замыкающий южную часть территории музея-усадьбы "Архангельское", венчает замечательный старинный храм Михаила Архангела. С начала XIX века на протяжении столетия здесь служили представители трех поколений Виноградовых. Андрей Николаевич, происходивший из духовного сословия, в 1832 году окончил Московскую духовную семинарию и в 1833 году получил в архангельском храме место диакона. Диаконом был и его сын Константин (1846-1894). 24 марта 1871 года (по старому стилю) у Константина Андреевича Виноградова и его жены Елизаветы Симеоновны родился мальчик, нареченный Николаем1. Учитывая рано проявившуюся у мальчика способность к пению, отец в 1884 году отдал его в училище при Московском синодальном хоре. В 1888 году Николай Виноградов поступил в Московскую духовную семинарию. Через год, твердо решив стать сельским священником в родных краях, он переходит в Вифанскую духовную семинарию, находившуюся неподалеку от Сергиева Посада2.
Николай Константинович Виноградов и Надежда Федоровна Покровская в день бракосочетания. Фотография 1894 года
Среди подрастающих детей служителей Михаило-Архангельского храма, постоянно помогавших в его устроении и при службах, особо выделялась дочь диакона Феодора Покровского Надежда - миловидная, добрая, отзывчивая девушка, с которой Николай обвенчался в 1894 году. 1 ноября того же года он был рукоположен епископом Дмитровским Нестором во священника и определен к храму Михаила Архангела.

Прихожанам отец Николай запомнился как деятельный и рассудительный пастырь, пользовавшийся в округе уважением и любовью. В 1897 году за активное участие в первой всеобщей переписи населения Российской империи ему была пожалована медаль и выдано именное свидетельство, удостоверенное министром внутренних дел И. Л. Горемыкиным и директором Центрального статистического комитета П. П. Семеновым Тян-Шанским. В 1902 году "за отлично усердное служение" он награждается набедренником, в 1906-м - скуфьей, в 1913-м - камилавкой, в 1916-м - наперсным крестом "от Святейшего Синода". В 1910 году его избирают членом благочиннического совета, через пять лет - помощником благочинного, еще через год - депутатом съезда духовенства Московской епархии.

В 1911 году безвременно скончалась матушка Надежда Федоровна. На попечении священника осталось пятеро детей. В их воспитании отцу особенно помогала старшая дочь Екатерина, ставшая впоследствии, как и вторая дочь Лидия, учительницей.

Свое пастырское служение отец Николай продолжал и после революции. Уже вовсю развернулась антирелигиозная пропаганда и начались гонения на Церковь, однако он каждую свою проповедь заканчивал призывом сохранять веру и не бояться посещать храм.

1921 год. "Звенигородского уезда Михаило-Архангельской церкви села Архангельского церкви священник Николай Виноградов указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 8(21) апреля 1921 г. за N 487 ко дню Святыя Пасхи 1921 года (...) награжден саном протоиерея, о чем выдана сия справка из Московского епархиального совета 1921 г. мая 26 дня. Означенный здесь священник Николай Виноградов возведен мною в сан протоиерея при служении в храме Св. великомученика Димитрия Солунского в селе Димитровском на Истре 18 мая 1921 г.

Иларион3, епископ Верейский, викарий Московский".
Ученицы земской школы села Архангельского, где преподавали отец Николай и его дочь Екатерина. Станция Павшино, 9 февраля 1914 года
В тот нелегкий для Церкви период отцу Николаю удалось сохранить единство прихода - обновленцы здесь успеха не имели. И в последующие годы он не прекращал дерзновенно ратовать за веру, о чем свидетельствовали новые награды: крест с украшениями (1927) и палица (1929).

1929 год - начало массового закрытия церквей по всей стране. В конце этого года отца Николая арестовали. Поводом послужили принадлежавшие ему многие годы серебряные крест, икона и чаша, сочтенные следствием утаенной от реквизиций "серебряной утварью". 9 марта 1930 года народный суд Воскресенского района приговорил священника к лишению свободы на полтора года с последующим запрещением проживания в Московской области на 5 лет и конфискацией имущества. Отца Николая препроводили в Сокольнический исправдом - Матросскую Тишину. Однако 21 марта последовало удовлетворение его кассационной жалобы и прекращение уголовного дела "за отсутствием состава преступления".

После ареста авторитет отца Николая среди верующих еще более возрос. Он удостоился Благословения Патриаршего Синода (1931) и митры (1933).

Однако испытания не кончились. Вскоре пастыря арестовали, обвинив в антисоветской агитации и даже в создании контрреволюционной церковной группировки. Во время допросов священник держался стойко и с достоинством. 20 марта 1933 года он, в частности, заявил следующее:

"Советскую власть я рассматриваю как власть народную, но гонимую на Божию церковь (Так в тексте. - Н. Б., Д. Б.). Мы, духовенство Тихоновской церковной ориентации (к коим принадлежу и я), эту власть признаем как власть из времен Нерона несколько сот лет тому назад; и по своим убеждениям я прихожу к конечному итогу, что в г. Риме цезарь Нерон в 13 веке (так в тексте; на самом деле Нерон правил в I веке. - Н. Б., Д. Б.) издевался не только над духовенством, но всячески казнил бедных крестьян за то, что они верили в Бога: их отдавали на съедение и растерзание зверям, завертывали в солому и зажигали людей верующих.
Но Бог милостив, он освободил религию от такого гонения. Так и советская власть, которая сейчас делает гонения на религию, - Бог должен освободить Церковь от такого насилия; иначе говоря, сменить эту власть.
Я предпочитаю власть монархическую, т. е. дореволюционную царскую, которая предпочитала Церковь. (...)
Н. К. Виноградов"5.

По постановлению "тройки" от 19 мая 1933 года отца Николая выслали в Восточный Казахстан на три года с лишением избирательных прав, конфискацией имущества и ограничением в выборе мест последующего проживания. Храм был вскоре закрыт, использовался не по назначению6, но уцелел, включенный в экспозицию музея "Архангельское" как архитектурный памятник.

В ссылке отец Николай тяжело заболел, потерял трудоспособность, и в 1935 году его досрочно освободили "ввиду инвалидности"7. Он поселился в городе Волоколамске (возможно, потому, что тогда здесь жил его сын Виктор со своей семьей) и на новом месте сразу же включился в приходскую жизнь; его стали приглашать участвовать в богослужениях. Получив в 1936 году паспорт, он возымел желание вновь стать приходским священником - в храме Рождества Богородицы, что на Возмище. Именно как протоиерей Возмищенского храма отец Николай помянут в числе расстрелянных на Бутовском полигоне8. Однако, видимо, он просто служил там некоторое время, ожидая официального ответа (и назначения) на свое ходатайство:
Протоиерей Николай Виноградов после ареста. Фотография 1938 года (из следственного дела)
"Его Преосвященству Преосвященнейшему Иоанну,
управляющему Московской епархией, Волоколамским районом.
Закрытого храма Святого Архангела Михаила, что в селе Архангельском, Красногорского района протоиерея Николая Виноградова

Покорнейшее прошение

Преосвященнейший Владыка!
В настоящее время в городе Волоколамске при храмах состоят два свободных священнических места: одно при Богородице-Рождественской церкви, что на Возмищах, и другое при Покровской церкви близ кладбища. Благоволите, Владыко Святый, определить меня, протоиерея Виноградова Николая Константинова, к первой - Богородице-Рождественской на Возмище церкви, за что до гробовой доски заставите меня молить за Вас Бога.
Протоиерей закрытого храма при селе Архангельском Красногорского района Николай Виноградов.
1936 года сентября 15-го дня".


В начале 1937 года арестовали и осудили Виктора. Отец Николай лишился средств к существованию и жил на небольшую помощь от старшей дочери. Был арестован и епископ Иоанн. Решение о новом назначении отца Николая, оформленное в виде справки N 797 от 1 ноября 1937 года, принималось уже епископом Дмитровским Сергием9. В справке в частности говорилось, что протоиерей Николай Виноградов "состоит в общении с Московской Патриархией и в священнослужении не запрещен". Но назначили его не в Волоколамск, а в сельский храм Рождества Богородицы в селе Тимошеве Волоколамского района. По пути туда он остановился в Москве у дочери Екатерины (в замужестве Бакун)10. Последняя его фотография сделана как раз во время прощального чаепития.

Остается неизвестным, что помешало отцу Николаю прибыть к месту назначения. Согласно документам11, в конце 1937 года одного за другим арестовывали священников Возмищенского храма Павла (Павла Аркадьевича Андреева, 1880-1937), заступившего после него Александра (Александра Александровича Зверева, 1881-937), затем монаха Иоанна (Ивана Семеновича Лисицына, 1879-1937), а 25 января 1938 года - прислуживавшую в храме монахиню Марию, однофамилицу отца Николая (Марию Георгиевну Виноградову, 1886-1938). 5 марта 1938 года пришли и за ним...

Протоиерей Николай Виноградов был расстрелян 27 июня 1938 года на Бутовском полигоне. В 1989 году реабилитирован12. В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен в чине священномученика. Память его совершается в день смерти - 14 (27) июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля).


1. . Ф. 203, оп. 780, д. 729. Актовая запись N 4 от 27 марта 1871 г. в метрической книге Михаило-Архангельской церкви села Архангельского Звенигородского уезда Московской губернии.

2. к сказано в сборнике "Вифанская духовная семинария", изданном к ее 100-летию (Сергиев Посад, 1900), "немало клира из среды Вифанской в самой Москве, но больше всего иереев-вифанцев при сельских храмах Московской епархии. Многие из них в силу внутренней своей настроенности, обусловленной воспитанием под сенью тихой Вифанской обители, не стремились даже в Москву, но предпочитали служить именно в деревне".

3. арион (Троицкий, 1885-1929) - епископ Верейский, ближайший помощник Патриарха Тихона, борец против обновленчества.

4. к свидетельствует определение Кассационной коллегии Московского окружного суда от 21 марта 1930 года, один из ее членов указал, что отец Николай якобы добровольно снял с себя сан - видимо, поэтому решение и оказалось столь благоприятным. Между тем уже через год "бывший" иерей удостоился... благословения Патриаршего Синода, а справка благочинного от 1936 года гласит, что протоиерей Николай Виноградов "всего священником состоял 39 лет". Вероятно, это один из тех случаев, когда отдельные работники "органов" пытались облегчить участь арестованных. Нигде больше не сказано, что отец Николай снимал с себя сан.

5. РФ. Ф. 10035, оп. 1, д. П-1806 (следственное дело по обвинению Виноградова Николая Константиновича, Панасенкова Николая Тимофеевича, Виноградова Виктора Николаевича и др. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР), л. 37.

6. рез два месяца после осуждения отца Николая в его приходе - в деревнях Захарково, Воронки и других - прошли общие собрания по вопросу: "о закрытии Архангельской церкви и передаче ее под рабочую столовую стройки лечебного комбината". Протокол собрания в Воронках содержит удивительные цифры: присутствовало 42 человека, за закрытие подан 71 голос, против - 13 (ЦГАМО. Ф. 4570, оп. 1, д. 236).

7. РФ. Ф. 10035, д. 23974.

8. товский полигон. 1937-1938 годы. Книга памяти жертв репрессий. М., 1997. С. 100.

9. ископ Сергий, трагически погибший в 1944 в Литве, был одним из четырех оставшихся на свободе архиереев и помогал митрополиту Сергию управлять всеми епархиями Русской Православной Церкви.

10. кун Екатерина Николаевна, урожденная Виноградова (1897-1976), сотрудница Института малярии и медицинской паразитологии, а затем лаборатории антибиотиков Академии медицинских наук СССР, где был создан грамицидин - отечественный аналог пенициллина. Ее муж, Николай Кузьмич Бакун (1887-1958) - художник-прикладник, в 1913-1918 гг. заведовал учебно-ткацкой мастерской в с. Архангельском, в дальнейшем - кандидат технических наук, доцент Московского Текстильного института, автор фундаментального справочника "Спутник текстильщика" (М., 1926).

11. иролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово". Москва-Бутово, 1997.

12. РФ. Ф. 10035, д. 23974.7