Московский журнал

 Надир Ширинский

N 8 - 2006 г.


Поющая Россия 

"Украинский Шаляпин"

Ieaoii Eaaiiae? Oanaae?. Oioia?aoey 1910-o aiaiaРоссия, по общему признанию, - страна знаменитых басов. Потому-то басы у нас всегда пользовались особым почетом и уважением. Так или иначе, бас в России - больше чем бас! Александр Антоновский, Владимир Касторский, братья Пироговы, однофамильцы Осип и Василий Петровы, Капитон Запорожец, Лев Сибиряков, Федор Шаляпин, затем певцы советского периода - Максим Михайлов, Иван Паторжинский, Марк Рейзен, Иван Петров, Александр Огнивцев, Александр Ведерников, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Евгений Нестеренко... Всех и не перечислить! А сколько несправедливо забытых, почти канувших в Лету имен! Одно из них - Платон Цесевич. А ведь когда-то этого артиста называли "украинским Шаляпиным"!

По происхождению белорус, в юности Платон Иванович жил на Украине, там же сформировался как вокалист и с успехом выступал не только в пределах Российской Империи, а затем в СССР, но и в Италии, Франции и других странах Европы. Он никогда не думал о том, чтобы "увековечить" свой голос на граммофонных и патефонных пластинках - записывался крайне редко, только в самом начале и в самом конце карьеры, так что сегодня, увы, мы не можем услышать Цесевича в расцвете его дарования - перед нами предстает либо многообещающий начинающий бас с пока не сформировавшимся творческим кредо и не вполне овладевший вокальным искусством, либо мастер уже зрелый, но с голосом, "подточенным" всесильным временем. Приходится довольствоваться свидетельствами безусловных авторитетов - например, Ивана Семеновича Козловского:

"Что бы он ни пел, это был образ, настроение. Есть музыкальные произведения, которые у нас ассоциируются только с его именем. С волнением я вспоминаю концерты, где он блестяще пел "Осень" Чайковского, "Семинариста" Мусоргского или знаменитого "Старого капрала" Даргомыжского. (...) А какой глубокий, незабываемый след оставил Цесевич в истории украинского музыкального искусства! Его исполнение украинских народных песен, особенно таких, как "Реве та стогне Днiпр широкий", "Доля", а также романсов Н. В. Лысенко было высокоталантливым, душевным. Слышал я в его исполнении и превосходного, незабываемого Ивана Карася в опере "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулака-Артемовского".

Платон Иванович Цесевич (1879-1958) родился в бедной крестьянской семье в селе Негневичи Минской губернии (ныне это Гродненская область). С 1887 года жил в Киеве, окончил два класса школы и больше учиться не смог - у семьи не хватало средств. Мальчишке пришлось самому зарабатывать на жизнь - в течение трех лет он работал в столярной мастерской. Петь ему очень хотелось уже тогда. В 1889 году девятилетний Платон переступил порог знаменитого киевского Софийского собора, прослушался у известного всей Украине регента Я. С. Калишевского, и его приняли в лучший церковной хор Киева. В 1895 году семья перебралась в Екатеринослав. Там будущий певец освоил профессии токаря и литейщика и несколько лет проработал на екатеринославских заводах. Может быть, впоследствии "пролетарское происхождение" помогло ему адаптироваться к новой власти. А пока в свободное время молодой рабочий посещает концерты и спектакли, сам ищет любой возможности выступить на сценических подмостках. Вскоре он устраивается статистом в гастролировавшую в Екатеринославе украинскую труппу. Статист - этого не миновали почти все будущие звезды, в том числе и Платон. Но вот он уже поет в митрополичьем хоре Екатеринославского собора, берет первые профессиональные частные уроки, выступает в маленьких ролях в Украинском музыкально-драматическом театре. Следующие несколько лет проходят в скитаниях по российским городам с различными провинциальными музыкальными коллективами. В самом начале ХХ века судьба заносит его в Варшаву. Здесь Платона случайно услышал выдающийся польский бас Адам Дидур. Поляк считался в те годы всероссийской знаменитостью, через несколько лет газеты официально назовут его "соперником Шаляпина". Он чрезвычайно высоко отозвался о голосе Цесевича, и это окрылило начинающего артиста. С 1902 года Платон Иванович живет в Петербурге, берет уроки вокала у Якова Любина, ученика всемирно известного педагога Камилло Эверарди, использует любую возможность, чтобы спеть на сцене. Сохранились сведения о его выступлениях в том же 1902 году в саду "Аркадия" с репертуаром русских и цыганских романсов. В 1904 году он исполняет украинские народные песни в Нижнем Новгороде, в 1910-м участвует в концертах украинского хора под управлением А. Кошица. И - учится, учится, учится! Цесевича уже не удовлетворяют второстепенные роли, он хочет петь главные партии. И вот наконец дебют в роли Гремина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Далее рассказывает в своей книге "Записки оперного певца" - Сергей Юрьевич Левик:

"В 1904 году Цесевич дебютирует в Харькове и сразу занимает видное положение. Пластике он учится у балетмейстера Манебена - и что бы Цесевич ни пел, он всегда выделяется прекрасной выправкой и величавостью. Сценическому искусству его обучает актер-режиссер Андрей Павлович Петровский. (...) Он развивает в своем ученике и стремление к сценической правде.

Пение с детства, труд рабочего, занятия пением и труд в зрелом возрасте делают из Цесевича выдающегося певца-актера, обладающего не только отличными природными данными, но и умением трудиться над ролью и партией. Он был приучен брать все собственным, так сказать, горбом. И на его примере хочется отметить, что в ту эпоху, когда многочисленные научные работники и режиссеры не продумывали за исполнителя каждую мелочь, как это часто делается теперь, (...) в ту эпоху, кажется мне, творческая психика певца развивалась нормальнее и успешнее: каждый артист сам отвечал (выделено автором. - Н. Ш.) за то, что он на сцене делает или недоделывает".

В последующие годы П. И. Цесевич много и часто выступает в самых разных операх русских и зарубежных композиторов, ему рукоплещут Киев, Харьков, Одесса, Петербург, Казань, Саратов, Нижний Новгород, Баку. Наконец - Москва. На сцену Большого театра артист впервые выходит в 1907 году в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно "Фауст", в 1913 году поет в опере Р. Вагнера "Валькирия", в 1915-1916 годах приезжает сюда как гастролер - в труппу он принят не был и солистом Императорского Большого театра не стал: причин тому могло быть множество.

Журналист и музыковед В. Руденко пишет в предисловии к виниловой пластинке певца, изданной фирмой "Мелодия" в 1989 году:

"Народный артист РСФСР Платон Иванович Цесевич - личность поистине легендарная. Мировая слава при жизни - и почти полное забвение имени и вклада артиста в нашу культуру после его кончины. Выступления с самыми выдающимися певцами страны на ведущих оперных сценах, триумфальные гастроли за рубежом (...) - и почти ни одной грампластинки "на память" о себе. Явление действительно уникальное.

Певец, которого народ величал "наш украинский Шаляпин", не заботился об увековечивании своего искусства, ему было достаточно общения с современниками - они понимали, горячо и с любовью принимали его".

В 1949 году Платон Иванович Цесевич простился с оперной сценой, а в 1955-м дал свой последний концерт. Вспоминает С. Ю. Левик:

"Среди басов первое место по справедливости принадлежало (...) Цесевичу. (...) голос у Цесевича был выдающийся. (...) Голос, отличающийся широтой, мягкостью, красотой, яркостью, мощью. (...) Этот голос исходил из громадной груди бывшего рабочего легко и свободно, всегда был полон искреннего чувства и как бы преисполнен собственного достоинства, он словно самой природой был предназначен для высокой, величавой фигуры певца".

Однако мы забежали далеко вперед. С 1915 года П. И. Цесевич - солист Московской Частной оперы С. И. Зимина. Здесь он служит три года и за эти три года становится любимцем москвичей. После закрытия театра с 1918 по 1923 год Платон Иванович с большим успехом гастролирует по городам Украины и Кавказа. Революцию 1917 года он принимает с радостью, часто выступает перед красноармейцами и рабочими. В 1921 году в Одессе Цесевич организует концертную труппу, куда входят известные артисты, в том числе тенор Михаил Куржиямский. Коллектив начинает гастролировать по Украине, вырученные средства направляя в помощь голодающим. В 1920-х годах П. И. Цесевич получает мандат наркома просвещения А. В. Луначарского на обширные гастроли по югу России. В одной из гастрольных поездок судьба свела его с молодым тенором Иваном Козловским. Впоследствии Иван Семенович писал:

"Мне довелось испытать в молодости излучение высокого таланта певца-актера Платона Цесевича. Это было в Полтаве в 1922 году, когда мы вместе - он, прославленный артист, и я, только начинающий, - выступали в опере Ш. Гуно "Фауст". Я благодарен судьбе, что мне пришлось начинать свой творческий путь под знаком этого мастера.

Платон Цесевич обладал могучей силой воздействия на людей. В каком бы образе артист ни выходил на сцену - Мельника в "Русалке" А. С. Даргомыжского, Бориса Годунова в одноименной музыкальной драме М. П. Мусоргского, Кочубея в "Мазепе" П. И. Чайковского и множестве других, - ему всегда сопутствовал заслуженный успех. Причина, на мой взгляд, заключалась в том, что он всегда чувствовал гармонию оперного искусства. Он великолепно - как певец, актер, режиссер - видел и создавал сценический образ. Этому служили каждая вокальная фраза, каждая интонация голоса, каждый жест. Свои оперные монологи Цесевич всегда пел с необычайным блеском, наполняя их драматическим действием, трагедийностью либо юмором. При этом артист прокладывал свой путь, художественно независимый от прославленных своих современников - Федора Шаляпина, Григория Пирогова, и тем вносил свою лепту в отечественную сценическую культуру.

Цесевич выступал не только в опере, он был великолепным камерным певцом. И здесь в каждом вокальном произведении он перевоплощался до неузнаваемости".

В 1925 году Луначарский направляет Цесевича за границу для совершенствования в вокальном и сценическом мастерстве. Платон Иванович занимается у маститого Витторио Вандзо в Милане и, пользуясь случаем, с успехом поет на сценах итальянских и французских театров: в 1925-м в неаполитанском "Сан-Карло", через год - в оперном театре города Модена. В парижском "Гранд-Опера" он выступает в партии Бориса Годунова в опере М. П. Мусоргского. Современники отмечали его способность "поразить слушателя какой-нибудь неожиданно сверкнувшей молнией таланта".

Русский артист получает мировое признание и именно в таком статусе в 1927 году возвращается в СССР, а позже (1930-1933) посещает с гастролями Италию, Испанию, Румынию, Францию. В мае 1932 года в Париже на сцене "Опера комик" он в очередь с Шаляпиным поет князя Галицкого и хана Кончака в опере А. П. Бородина "Князь Игорь". С Шаляпиным, кстати, Цесевич был знаком по сцене с 1904 года. Да и не только с ним. За почти тридцать лет сценической деятельности Платон Иванович являлся партнером многих выдающихся артистов, в том числе "короля баритонов" итальянца Маттиа Баттистини, Леонида Собинова, Антонины Неждановой. В 1935 году П. И. Цесевич получает звание заслуженного, а в 1947 - народного артиста РСФСР.

Репертуар певца насчитывал около 50 оперных партий. Вновь дадим слово С. Ю. Левику:

"В то время Цесевич представлялся мне лучшим после Ф. И. Шаляпина исполнителем Бориса Годунова и, безусловно, лучшим Кочубеем в "Мазепе" П. И. Чайковского. Сцена галлюцинаций Бориса и сцена Кочубея в тюрьме проводились артистом на высоком реалистическом уровне, с большой эмоциональностью и художественным тактом. Этот такт очень помогал ему в роли Галицкого и изменял только в некоторых местах партии царя Салтана, где Цесевич иногда шаржировал. При мягкости, гибкости своего голоса и подвижной фигуре Цесевич мог быть интересным и в роли Мефистофеля. (...) В роли Мельника (в опере А. С. Даргомыжского "Русалка". - Н. Ш.) он проявлял много искренности, но в сцене сумасшествия переигрывал. Очень тепло пел он Сусанина".

Современники отмечали также его дона Базилио в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини: "Насквозь русский, какой-то домашне-уютный, но в своем роде тоже очень интересный".

Одна из лучших партий Платона Ивановича - Карась в опере "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулака-Артемовского. Здесь артист буквально "купался" в роли. Его персонаж поражал зрителя неудержимой веселостью, широтой души, удалью и непосредственностью. Он не играл в этом спектакле, его Иван Карась жил на сцене своей собственной жизнью, а Цесевич упивался и наслаждался ею как бы извне.

П. И. Цесевич - первый исполнитель партии Тараса Бульбы в одноименной опере украинского композитора Н. В. Лысенко, с которым певца связывала многолетняя дружба.

Камерный репертуар Цесевича также был обширен: романсы М. Глинки, А. Рубинштейна. А. Даргомыжского, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ж. Массне. И, конечно, подлинным украшением его концертных программ неизменно становились украинские и русские народные песни.

Один из последних концертов "украинского Шаляпина" состоялся 1 февраля 1948 года на сцене Большого зала Дома ученых. Восемь фрагментов этого концерта опубликованы фирмой "Мелодия" (см. выше). Уже цитировавшийся нами автор предисловия к пластинке В. Руденко совершенно справедливо утверждает, что при прослушивании поздних записей П. И. Цесевича не покидает ощущение присутствия в "театре одного актера", и заканчивает очерк такими словами: "В исполнительстве Платона Цесевича органично проявлялась нравственная сущность искусства, его действенная связь с жизнью. И, быть может, за это так благодарны были ему современники".

Лучше не скажешь!

Фотографии из коллекции автора