Московский журнал | К. Охапкина | N 9 - 2007 г. |
Историко-краеведческие чтения. Касимов
Касимовская чеканка
Многие годы бытовало мнение, что чеканка - ремесло не российское. Выходит, касимовскому художнику Борису Николаевичу Александрову, взявшемуся за это дело, надо было учиться на Кавказе? Ничего подобного!
Издревле славилась Русь художественными изделиями из металла. Чеканкой украшались щиты воинов, медные бляшки на парадной сбруе коней. И монеты тоже чеканились. А знаменитые старорязанские котлы? Высочайшего мастерства достигали чеканщики, создавая оклады икон и древних рукописных книг. Мы уж не говорим об узорочье старинных колоколов. Немало выдумки и мастерства вкладывалось в изготовление даже обыкновенных поддужных колокольчиков и бубенцов!
Одна из работ Бориса Александрова так и называется - «Поддужный колокол». На светло-серой деревянной доске закреплена чеканка, отливающая коричневым, лиловым, голубым. В ее композиции - дуга, стилизованная под девичий кокошник, и увеличенный поддужный колокол. На дуге среди растительного орнамента - сюжетные вставки. Вверху - тройка коней, запряженная в сани, уносится вдаль. По концам дуги - женщина за прялкой и чаепитие. Русь, давно ушедшая в легенды!
Путь к мастерству всегда долгий и трудный. Учился Борис Александров в родном Касимове. Начинал рисовать под руководством художника И. И. Жукова, который преподавал ребятам основы изобразительного искусства. Потом были Касимовское ремесленное и Рязанское художественное училища. Впоследствии Борис Николаевич заочно окончил графический факультет Московского педагогического института. Некоторое время преподавал в родном городе, пока не стал профессиональным художником.
С чеканкой Александров познакомился случайно: увидев ее в руках у знакомого, захотел испытать свои силы. Примитивным приспособлением чеканил стилизованный женский портрет. Это была не объемная орнаментальная чеканка, к которой мастер пришел позднее, а скорее графика, перенесенная на медную пластинку. С тех пор он настойчиво осваивал технику чеканки, искал пути от подражания к самобытному творчеству, ездил знакомиться с искусством чеканщиков Дагестана. Работал по меди, латуни, железу, алюминию, мельхиору. Покрывал отдельные фрагменты оловом, серебром. Научился резать по металлу ажурный орнамент, применять сварку гнутых железных полос, создавая декоративные решетки, рамы для чеканных вставок, комбинировал чеканку и эмаль.
Борис Николаевич любит свой Касимов. В чеканке передает неповторимый силуэт этого небольшого среднерусского городка на высоком берегу Оки. В названиях его произведений часто звучат вариации одной и той же темы: «Касимов», «Касимов строится», «Ночной Касимов»... Одна из лучших работ - «Памятники архитектуры Касимова», ныне находящаяся в Рязанском художественном музее.
Конечно, есть интересные вещи, созданные и на другие темы: алюминиевая пластина «Космос» (Касимовский краеведческий музей), панно «Зреют хлеба», декоративная решетка «Мещёра» и многие другие.
Произведения Александрова бывали на многих художественных выставках. Он вошел в пору творческой зрелости. Это не значит, что стало легче работать. Наверное, еще труднее, поскольку с годами выросли требования к себе. Если в начальный период Борис Николаевич ставил перед собой определенные технические задачи и с честью выполнял их, то зрелость означает открытие новых горизонтов художественного мышления. Со стороны исполнительской он достиг удивительно высокого мастерства, со стороны художественной ему предстоит еще множество открытий.
Подлинными его шедеврами стали три декоративных панно «Касимовские платки» (Касимовский краеведческий музей). Называются они «Город», «Хлеб», «Проводы русской зимы». Под ажурные металлические пластины (мельхиор, медь) подведен цветной фон - вишневый, синий, терракота. Особенно интересен «Город». Широкий край «платка» (ажурная просечка) - легкий растительный орнамент с небольшими «солнышками». В центре - городской пейзаж (объемная чеканка). Все гармонично: высокое мастерство, художественный вкус, умение увидеть и передать прекрасное.
«Тук-тук-тук», - раздается в его маленькой мастерской с раннего утра до позднего вечера. Несмолкаемый вдохновенный диалог молотка и чекана в искусных руках...