Московский журнал

 Е. Амфитеатрова

N 11 - 2007 г.


Из дальних лет 

"...И говорить ему вечную память"

Егор Васильевич Амфитеатров 17 мая 1888 года в два часа пополудни после тяжелой болезни скончался профессор Московской духовной академии, городской голова Сергиева Посада Егор Васильевич Амфитеатров. Едва только скорбная весть облетела город, все духовные и светские лица, принадлежащие к составу Академии, лавры, Вифанской духовной семинарии, городского общественного управления, гражданской администрации, местной прогимназии, простые обыватели Посада и даже иногородние поспешили ко гробу, чтобы отслужить или помолиться за упокой его души на панихиде.

Вслед за первой панихидой, совершенной по воле ближайших сродников почившего духовенством Вознесенской церкви, к приходу которой принадлежал дом Егора Васильевича, в присутствии профессоров и при пении хора студентов МДА была отслужена вторая - помощником библиотеки Академии иеромонахом Рафаилом. Вечером того же дня отслужили панихиду по желанию гласных и полицмейстера. На другой день утром молитвы о упокоении возносил бывший ректор Академии протоиерей Сергий Смирнов, а вечером в осиротевший дом на панихиду прибыл наместник лавры архимандрит Леонид с братией. Вообще с 17 по 19 мая панихиды и литии над усопшим служились почти ежечасно...

+   +   +

Егор Васильевич Амфитеатров происходил из старинной священнической фамилии, давшей России святителей - митрополита Киевского и Галицкого Филарета, архиепископа Казанского и Свияжского Антония. В 1981 году Русской Зарубежной Церковью в Собор новомучеников и исповедников Российских в лике священномучеников был включен протоиерей Порфирий Амфитеатров. В Архангельском соборе Московского Кремля служил праведный протоиерей Валентин Амфитеатров, "московский утешитель", как с любовью называли его москвичи. Эта фамилия дала также большое количество простых монашествующих и скромных сельских священников, "достойно ходивших звания, в неже звании бысте"1.

Автор двух обширных работ об Амфитеатровых архимандрит Сергий (Василевский) писал, что "судя только по (...) перечню лиц, вышедших из одной семьи, хотя в разностепенных коленах родства, действительно достойно и праведно признать эту семью, составившеюся под общею родовою фамилиею Амфитеатровых, Богом благословенною"2.

Выбор кем-то из Амфитеатровых для себя мирского, а не священнического или монашеского жизненного пути неизменно огорчал остальных. Так, один из братьев святителя Филарета, Семен Егорович Амфитеатров (литературный псевдоним - Раич), по окончании семинарии поступил в Московский университет и стал известным поэтом, одним из первых переводчиков на русский язык Тассо и Вергилия. Он являлся воспитателем Ф. И. Тютчева, наставником А. Н. Муравьева. Под его руководством вступили на литературное поприще многие талантливые юноши, в их числе - М. Ю. Лермонтов. И вот, несмотря на то, что Семен Егорович оставался человеком набожным и создавал произведения, проникнутые верой и любовью к Богу, его праведный брат говорил: "Весьма мне не нравится житьишко Симеона колотырное. (...) Боже сохрани, ежели пойдет этою дорогою кто-либо из наших", - и советовал родным не пускать к Семену Егоровичу в Москву своих молодых племянников, чтобы те не начали тоже "колотырничать".

+   +   +

Из вышеупомянутых племянников двое стали профессорами духовных академий (соответственно, Киевской и Московской): Яков Космич Амфитеатров, основоположник отечественной гомилетики, и Егор Васильевич Амфитеатров.

Родился Егор Васильевич 24 апреля 1815 года, на следующий день после праздника великомученика и победоносца Георгия, в честь которого младенец и был крещен. Его отец протоиерей Василий, старший брат святителя Филарета, служил в селе Гнань Орловской губернии.
Дом Е. В. Амфитеатровa в Сергиевом Посаде.
В ту пору жизнь сельских священников мало чем отличалась от крестьянской. Вот как описывал ее племянник Егора Васильевича протоиерей Валентин Амфитеатров: "Бедность тяжелым гнетом лежит на нашем сословии. С самого поступления на место священник становится в необходимость поддерживать свое существование постоянным трудом и, в большей части случаев, трудом физическим. Летом в селах он работает в поле с утра до ночи, и не только как хозяин, но и как работник - своими руками". Зато "супружеская жизнь и вообще дела семейные едва ли где идут так порядочно, как между духовными. Ни разводов официальных и неофициальных, ни грубых отношений между супругами в духовном звании не слышно"3.

Учение давалось Егору легко. По окончании Орловской семинарии его отправили в Санкт-Петербургскую духовную академию, после которой в 1839 году со степенью магистра богословия определили в Московскую духовную академию бакалавром по классу всеобщей словесности.

Академия на территории Троице-Сергиевой лавры была основана высочайшим изволением "устроить в прямом смысле училище истины". Обстоятельства сложились так, что непосредственное и главное участие в этом деле принял архимандрит, будущий митрополит Филарет (Амфитеатров), дядя Егора Васильевича, назначенный инспектором, а впоследствии и ректором МДА. Задача и заслуга архимандрита Филарета заключалась не только в подготовке помещений для новоучрежденной Академии - при нем закладывались ее учебные и богословские традиции, о которых позже один из выпускников писал:

"Фактически академическая жизнь продолжала питаться из источника прежних испытанных идеалов, все крепко и дружно объединялись на почве прямо благоговейного почитания науки и серьезного труда ради истины. Дух глубокой почтительности к науке проникал всех. Здесь был весь благородный студенческий гонор по наследию от прошлого и в завет к дальнейшему. В этой всеобщей научной сосредоточенности было нечто мистическое, веявшее религиозной благоговейностью, ибо действительно питалось ею. Не было в этом отношении ничего показного ни в одеяниях, ни в стояниях, но истинно царила внутренняя религиозная настроенность"4.

К моменту появления Егора Васильевича в МДА его дядя уже два года занимал Киевско-Галицкую митрополичью кафедру. Неизвестно, как отнесся святитель к выбору племянника: ведь если ревность к научным занятиям им и поощрялась, то именно в области богослвоия, а не философии вообще и "всеобщей словесности" в частности которую, племянник преподавал. Преподавал, впрочем, блестяще. Из воспоминаний бывших студентов Академии:

"Одним из почетнейших на нашем младшем курсе профессоров был Егор Васильевич Амфитеатров. (...) Он читал теорию словесности (эстетику) и историю литературы древней, средневековой и русской. Этот предмет для нас, семинаристов, был совершенно новый, и потому Амфитеатрова все студенты, и прежде, и в наше время, слушали с жадностью, тем более что этот профессор обладал замечательною дикциею и читал с апломбом, неспешно, внушительно, с расстановками. Самые лекции его, при мастерском изложении, были точны и немногословны, а по содержанию в умах наших возбуждали живейший интерес. (...) Всем памятная и всех удивлявшая полнота душевных сил очаровывала внимание (...) не пропущено было ни одной лекции Амфитеатрова без долгих споров и толков в студенческих кружках"5.

"Студенты удивлялись и глубине мыслей профессора, и твердости их логического сочетания, и изяществу его речи. Отрывки его лекций, которые по прежнему обычаю он сдавал к экзамену, были так обработаны, что казалось трудным изменить какую-нибудь фразу: с переменою слова видимо слабела сила мысли. И студенты с любовию изучали эти лекции, изумляясь необыкновенному искусству профессора владеть пером"6.

"Профессор обладал умом светлым, ясновидящим, устремлявшимся в самую глубину предмета. С таким умом соединялось чувство тонкое, отзывчивое и восприимчивое к произведениям выдающегося художественного достоинства, и все это завершалось в нем даром слова удивительным. Это была всем памятная и всех удивлявшая такая полнота сил, которая очаровывала внимание слушателей даже в тех случаях, когда с ним можно было не соглашаться, и которая должна быть объясняема столько же пройденною им школою, сколько и упомянутою наследственностью в его фамилии"7.

Сам Егор Васильевич в семейном кругу сказал как-то: "Тогда я готовился к своим лекциям как к священнодействию"8.

Столь выдающиеся таланты довольно скоро выдвинули профессора Анмитеатрова в среде коллег, и уже в 1842 году он был определен секретарем внутреннего и внешнего Правления Академической конференции. Секретарские обязанности исполнялись им также с большим успехом. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) неоднократно удостаивал его денежного награждения. Сей факт тем более знаменателен, что святитель Филарет разделял предубеждение многих духовных лиц относительно светских элементов преподавания в Академии.

К сожалению, Егор Васильевич почти не публиковал своих произведений. Известны лишь некоторые из них: "Общий характер священной поэзии у евреев", "Исторический очерк учений о красоте и искусстве", "О существе и свойствах художественной деятельности".

В 1844 году Е. В. Амфитеатров становится экстраординарным, а в 1848-м - ординарным профессором МДА. Он состоял членом Комитета по изданию "Творений святых Отцов". В 1862 году ему был всемилостивейше пожалован орден Святой Анны II степени, в 1869-м - орден Святого Владимира - случай по тем временам редкий в профессорской среде Академии. На следующий год в связи с введением нового академического устава преподавание словесности отнесли к церковно-практическому отделению, и Святейший Синод утвердил Егора Васильевича в должности помощника ректора по этому отделению.

Тогда действовал указ, согласно которому по истечении тридцати пяти лет службы преподаватели Академии увольнялись за штат, но профессору Амфитеатрову в виде исключения срок преподавания был продлен. В 1883 году ректор МДА протоиерей Сергий Смирнов в прошении о пожаловании Е. В. Амфитеатрову чина действительного статского советника писал:

"Совет Академии, не находя возможным замкнуть такого отличного и опытного профессора без ущерба для научного дела в Академии, пригласил профессора Амфитеатрова к продолжению профессорских занятий в качестве частного преподавателя по отделу его предмета. Профессор Амфитеатров, по любви к науке, выразил согласие на предложение Совета и доныне с таким же усердием и пользою продолжает исполнять профессорские обязанности, как исполнял оные и в звании штатного профессора, хотя вознаграждение за труды получает очень ограниченное по недостаточности средств, находящихся в распоряжении Совета на вознаграждение приватных преподавателей.

Сохраняя крепость своих духовных сил, он своими познаниями и доселе продолжает приносить пользу своим слушателям, владея их вниманием и приучая их к здравой критике относительно и современной светской литературы. Последний, с предстоящими экзаменами оканчивая свою службу при Академии, своим неутомимым трудолюбием и старательностью в исполнении возложенных на него поручений заслуживает того, чтобы Академия благодарно ходатайствовала о награждении его продолжительного служения при ней"9.

В 1882 году "во уважение более [чем] сорокалетнего усердного и полезнейшего служения его в Академии, сопровождавшегося благотворным влиянием (...) на раскрытие дара слова и эстетического вкуса в студентах", Академия единогласно избрала Егора Васильевича своим Почетным членом.

+   +   +

Е. В. Амфитеатров долго оставался холостяком, но потом женился на молодой и красивой дочери священника московской Троице-Единоверческой Церкви Любови Васильевне Зверевой. Благословение на брак дал митрополит Филарет (Дроздов). Венчание состоялось в Москве, в церкви великомученика Георгия Победоносца на Всполье10.

В семье было шестеро детей. Старший сын Владимир учился в Вифанской семинарии, остальные - Елизавета, Мария, Александра, Вера и Сергей - в прогимназии. Любовь Васильевна рано скончалась, и Егор Васильевич сделал все, чтобы дети как можно меньше ощущали сиротство. "Кто из нас не утешался при виде этого маститого старца, неизменно окруженного своею дорогою семьей, когда он, как кокош, собрав птенцов своих под криле свои, всюду спешил вместе с ними, и прежде всего в святой Божий храм"11.

В Сергиевом Посаде Егор Васильевич пользовался большим уважением. В 1866 году его утвердили в звании почетного мирового судьи Дмитровского округа, а 24 февраля 1873 года избрали городским головой. В этой должности он состоял до самой смерти в течение пятнадцати лет.

"Почти ничем старым, оставшимся от прежнего управления, он не мог воспользоваться: ему нужно было организовать всю систему городского управления вновь сообразно с требованиями нового законоположения. Ему пришлось не только руководить ходом дел, но и самому знакомиться и других знакомить со способом ведения дел во вновь организованной Думе.

На первых порах если не всю, [то] значительнейшую часть тяжести городского управления Егор Васильевич должен был принять на свои плечи.

(...) До 1873 года в нашем Посаде почти не существовало мостовых, а об освещении улиц в ночное время и помину не было. С 1874 года начато Егором Васильевичем мощение посадских улиц; выстроен каменный мост, устроена дамба, защищающая часть жителей Посада от разлива здешней речки; на главных улицах Посада поставлено до сотни фонарей.

(...) Мы почувствуем еще большее уважение, если обратим внимание на незначительность городских средств, которые были в его распоряжении при вступлении в должность городского головы"12.

Трудами Е. В. Амфитеатрова в Сергиевом Посаде появились помещения для городской думы, полицейского управления, банка и мещанской управы, пожарный дом, гостиница, два благоустроенных училища - отдельные для мальчиков и девочек, прежде обучавшихся вместе, и шестиклассная прогимназия, великолепное здание которой было возведено почти целиком на пожертвования привлеченного городским головой благотворителя, то есть с минимальными казенными затратами. Горожане утверждали, что ума и стремления к созиданию у Егора Васильевича не только на Посад, но и на всю Россию достало бы.

+   +   +

...Вечером 19 мая 1888 года последовал вынос тела почившего из дома. Многочисленное духовенство с ректором Вифанской духовной семинарии архимандритом Иаковом во главе совершало этот вынос в присутствии профессоров и студентов Московской духовной академии, представителей городских учреждений и массы народа, наполнявшего и двор, и прилегающие к дому улицы, и площадь у церкви. Процессия останавливалась для совершения заупокойной литии перед зданиями прогимназии и городской думы, а затем гроб внесли в Вознесенскую церковь, где была отслужена заупокойная всенощная. На другой день заупокойную литургию служил ректор МДА, епископ Волоколамский Христофор. Храм не мог вместить всех желающих проститься с усопшим. Похоронили Егора Васильевича на загородном Воскресенском кладбище, на котором упокоились его супруга и некоторые другие члены семьи Амфитеатровых.

По возвращении с кладбища в обширной зале городской думы состоялся поминальный обед. Звучали прочувствованные речи. Профессор Н. И. Субботин предложил "вещественным знаком засвидетельствовать нашу любовь к почившему: начать сбор для составления особого "Амфитеатровского" капитала в Братстве преподобного Сергия, из процентов которого выдавалось бы пособие одному из бедных студентов". Это предложение не осталось втуне: в МДА какое-то время существовало два фонда Амфитеатровых: для помощи самым бедным студентам - в память о профессоре Егоре Васильевиче Амфитеатрове, и для поощрения самых успешных - в память о протоиерее Валентине Амфитетрове. Казалось, никогда не забудут Егора Васильевича ни многочисленные ученики, ни благодарные горожане...

+   +   +

Со дня кончины Е. В. Амфитеатрова прошло без малого сто двадцать лет. Сегодня нет уже ни "Амфитеатровского" капитала, ни памятника профессору на кладбище, ни самого кладбища. Правда, чудом уцелел дом Егора Васильевича: угловое здание N 45/11 на пересечении Вознесенской и Рыбной улиц, в котором сейчас располагается магазин "Мастеровой". Дом, несмотря на полуторовековой возраст, неплохо сохранился, но совсем недавно его вознамерились снести, чему с трудом удалось воспрепятствовать местным краеведам. В этой связи хочется напомнить слова, сказанные при погребении хозяина дома: "С полной уверенностью могу утверждать, что (...) деятельность Егора Васильевича надолго сохранится в памяти жителей Посада. Не ошибусь, если скажу, что не теперь только, но по прошествии очень многих лет после его кончины они с чувством признательности будут вспоминать о нем и говорить ему вечную память"13.


1. Послание к ефесянам святого апостола Павла. Гл. 4, ст. 1.
2. Архимандрит Сергий (Василевский). Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, и его время. Казань, 1888.
3. Протоиерей Валентин Амфитеатров. О браках в духовном звании // Калужские епархиальные ведомости. 1863.
4. Профессор Н. Н. Глубоковский. За тридцать лет. М., 1914.
5. Протоиерей Г. П. Смирнов-Платонов. Детская помощь. М., 1885.
6. Протоиерей П. А.Смирнов // Церковные ведомости. 1888. . 24 (прибавления).
7. Вера и разум. Харьков, 1888.
8. Памяти Е. В.Амфитеатрова. М., 1888.
9. ЦИАМ. Ф. 229, оп. 4, д. 5007.
10. Угол Малой Никитской ул. и Георгиевского пер. Храм был уничтожен в 1933 г., сейчас на этом месте - Государственный Дом радиовещания и звукозаписи.
11. Памяти Е. В. Амфитеатрова. М., 1888.
12. Там же.
13. Там же.