Московский журнал

 Т. Жекова,
 А. Попов

N 12 - 2007 г.


К 135-летию Политехнического музея 

Автохромы братьев Люмьер в России
(по материалам собрания Политехнического музея)

Братья Люмьер. Фотография начала XX века Попытки выполнить фотоснимки в натуральных цветах предпринимались чуть ли не со времени открытия фотографии. Идею многокрасочного фильтра-растра запатентовал Луи Дюко дю Горон (Dukos du Hauron) еще в 1868 году. К началу XX века были известны несколько принципов получения цветных фотоизображений, однако они представляли чисто теоретический интерес - их практическое воплощение так и не состоялось. 17 декабря 1903 года братья Огюст и Луи Люмьеры запатентовали свой способ под названием «Автохромы Люмьеров» («Autochromes Lumiеre»). Изобретение было представлено Французской академии наук 30 мая следующего года с демонстрацией нескольких цветных диапозитивов.

«Автохромный» значит «самоцветный» (от греческих слов «аutos» - сам и «сhroma» - цвет), то есть самостоятельно (без последующей раскраски) передающий цвета объекта съемки. Вкратце идея братьев Люмьер заключалась в следующем: на стеклянную пластинку слоем толщиной 0,015 мм наносится мозаичный фильтр из крахмальных зерен размером около 0,01 мм, окрашенных в основные цвета - красный, зеленый и сине-фиолетовый. Промежутки между зернами запудриваются порошком графита. Слой закрепляется прозрачным водоупорным лаком и поливается панхроматической (чувствительной ко всем цветам спектра) эмульсией.

В 1905 году Люмьеры внесли усовершенствование: теперь пластинки подвергались прессованию и необходимость в графитовом порошке отпала. Прессование значительно повысило чувствительность автохромов. Но чтобы добиться устойчивых результатов, братьям потребовалось еще немало времени. Только в 1907 году пластинки «Автохром» начали производиться в промышленных масштабах. В 1913-м фабрика Люмьеров выпускала их до 6000 в день. Выпуск автохромов продолжался вплоть до 1930 года.

+   +   +

Несмотря на распространенность метода в начале XX столетия, до настоящего времени автохромов сохранилось немного. Так же, как в свое время для дагерротипов, для них характерно единичное исполнение. Кроме того, хрупкость стеклянной подложки и подверженность светочувствительного слоя разрушению не способствовали долговременному хранению этих первых цветных фотографий.

В собрании Политехнического музея находится 122 автохрома - это считалось крупной коллекцией даже в период широкого распространения последних. Уникальность коллекции обусловлена также тем, что, кроме автохромов различных форматов (6х3, 9х12, 13х18 см), она включает стереоскопические снимки (6х13 см) и сюжетно охватывает разные виды съемки - пейзажную, архитектурную (интерьеры и экстерьеры), жанровую, прикладную. Косвенные признаки - в частности элементы оформления и темы сюжетов - указывают на их российское происхождение. Тематика стереоскопических автохромов весьма разнообразна: виды Москвы и ее окре ностей в разное время года, интерьеры храмов.

Особый интерес вызывают снимки Воронцовского дворца в Крыму, на одном из которых печатлена радуга над морем, - редкая уда для фотографа-любителя! Несколько автохр мов, выполненных с особым умением, отража предпочтения неизвестного автора: натюрмор и цветочные букеты.

Замечательны автохромы, закупленные музеем в 1993 году. Их автором является Николай Антонович Вендланд (1870-1919) - крупный чиновник Адмиралтейства, фотограф-любитель. На ках Вендланда - пейзажи средней полосы России: цветущий луг, опушка леса, поле пшеницы, берег реки... Два из них, форматом 13х18 см (остальные - 9х12 см), сделаны в горах.

Последнее пополнение коллекции относится к 1995 году, когда были приобретены два автохрома неизвестного автора (6х13 см): панорамный вид березовой аллеи и жанровая сцена в интерьере - мужчина, читающий газету.

+   +   +

Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Фотография 1930-1940-х годов В России новое изобретение освоили достаточно быстро и успешно. Большой интерес к технологии цветной фотографии проявили ученые. Серьезное изучение автохромов провел председатель V (светописного) отдела Императорского Русского Технического общества Сергей Михайлович Прокудин-Горский, изложив полученные им результаты в статье «Новые пластинки бр. Люмьер «Автохром» («Фотограф-любитель». 1907. N 10). Он установил соотношение и распределение цветных зерен крахмала в фильтровом слое, определил чувствительность эмульсии к цветным лучам, а в заключение объективно оценил достоинства и недостатки испытывавшихся пластинок.

Пропаганде научного применения автохромов немало способствовал доктор Николай Николаевич Черкасов - член Постоянной комиссии при Отделе прикладной физики Политехнического музея, участник многих фотографических выставок и конкурсов. В 1912-1913 годах он удостоился на них нескольких медалей разного достоинства и денежного приза в 100 рублей, а на московской фотовыставке 1908 года получил «Grand prix» за рентгеновские снимки на пластинках «Автохром», среди которых были и стереоскопические. «Особенно замечательны его применения способа «автохром» к научным целям, его снимки медицинского характера (...) обладают первостепенным научным достоинством», - писали фотографические журналы того времени. На XII съезде русских естествоиспытателей и врачей (1909) Н. Н. Черкасов выступил с двумя докладами, посвященными новейшим способам цветной фотографии.

Нельзя умолчать о работе с автохромами еще одного русского ученого - инженера-путейца, а впоследствии профессора Петроградского института путей сообщения А. И. Прилежаева. 15 января 1912 года в Санкт-Петербурге при V отделе ИРТО открылись трехмесячные курсы цветной фотографии. Чтение лекций по теме «Цветная фотография и автохромия» было поручено Прилежаеву. Год спустя на собрании членов V отдела он сообщил о результатах сравнительного анализа микрофотографий трехцветных фильтров на цветных пластинках «Агфа» («Agfa-Farbenplatte») и «Автохром». В 1915-м Прилежаев усовершенствовал светофильтр Люмьера для автохромов и представил итоги своих изысканий на собрании Петроградского фотографического общества. Автохромы, снятые с его светофильтром, имели великолепную насыщенность цветов. В сентябре того же года А. И. Прилежаев с группой членов ПФО выполнил серию опытов по получению автохромов при электрическом освещении.

Несколько ранее, в 1912 году, действительный член ИРТО Р. Д. Пономарев на заседании Фотографического отдела Харьковского отделения Общества демонстрировал автохромные снимки спектров.

+   +   +

Большое внимание новому методу уделили российские специализированные печатные издания. Уже в январском номере за 1904 год журнал «Известия Русского общества любителей фотографии» помещает статью А. В. Заикина «Цветное фотографирование», в которой автор делится впечатлением от увиденных у Люмьеров цветных снимков. В июньском номере за тот же год журнал сообщает, что братья Люмьер на Первой международной выставке цветной фотографии в Париже (май 1904 года) выставили пластинки, светофильтры и реактивы, необходимые для получения цветных снимков, а в сентябре публикует переводную статью Е. Валлона (E. Wallon) «Новое приложение трехцветной фотографии».

В сентябре 1904 года подписчики журнала «Вся Россия» прочитали в нем статью «Цветная фотография по новому способу Люмьеров».

В 1906 году журнал «Фотограф-любитель», редактируемый С. М. Прокудиным-Горским, напечатал отзыв секретаря Марсельского фотографического общества Л. Видала (Leon Vidal) о великолепных результатах съемки на пластинках «Автохром». Здесь же в продолжение 1906 года публиковалась монография Прокудина-Горского «Фотография в натуральных цветах».

+   +   +

В 1907 году пластинки «Автохром» появились в продаже в России и сразу вызвали большой интерес. Журнал «Фотограф-любитель» публикует отзывы об автохромах изобретателя из Кишинева В. Ф. Гельгара, члена Санкт-Петербургского фотографического общества (СПбФО), участника многих фотовыставок герцога Н. Н. Лейхтенбергского, фотолюбителя Ф. Надлера из Иваново-Вознесенска, а также переводные статьи С. Чапека, К. Гундлаха, профессора Р. Нейгаусса, Ш. Гравье. Появляются отклики и в других журналах. В частности, «Повестки Русского фотографического общества в Москве» помещают письмо в редакцию члена РФО А. Г. Гаупта о работе с автохромами.

Фирмы, торгующие фототоварами (такие, как, например, торговые дома «Сегаль Ся» - представители фирмы братьев Люмьер с 1893 года, или «И. Стеффен и Кo»), предлагают покупателям пластинки «Автохром» трех размеров, наборы химических продуктов для их обработки, светофильтры и фильтродержатели для съемки, а торговый дом «Иохим и Кo» в своем прейскуранте на 1908 год отводит подробному описанию технологии изготовления автохромов девять страниц убористого текста.

На международной фотовыставке 1908 года, устроенной Московским художественно-фотографическим обществом, автохромам уделяется особое внимание. Журнал «Светопись» отмечает «изящные работы, исполненные трехцветным способом К. Н. Солодовниковым (получившим «Grand prix».

Константин Николаевич Солодовников был тесно связан с Политехническим музеем. Подполковник в отставке, фотограф-любитель с 1878 года, член Фотографического отдела Общества по распространению технических знаний (ОРТЗ), соучредитель и первый секретарь Русского фотографического общества в Москве и председатель Московского художественно-фотографического общества (МХФО), участник многих отечественных и зарубежных фотовыставок, член Постоянной комиссии при Отделе прикладной физики Политехнического музея - вот далеко не полный перечень аспектов его деятельности в области светописи. В 1903 году в память 25-летия этой деятельности Солодовников жертвует всю собранную им коллекцию (фотоаппараты и принадлежности, свыше 500 предметов) Музею прикладных знаний, а через пять лет пополняет ее снимками, исполненными разными способами. В коллекции преобладали материалы, отражающие развитие цветной фотографии.

Среди экспонентов вышеупомянутой выставки 1908 года был и фотограф-любитель из СанктПетербурга Иннокентий Сидорович Щеголев, действительный член РФО в Москве. Он представил там 32 автохрома. По отзывам прессы, «стереоскопические диапозитивы г-на Щеголева на пластинках «Автохром» (...) замечательны». Бронзовую медаль выставки опять же за автохромы получил председатель Вятского фотографического общества В. В. Беркштекер, годом ранее сделавший на заседании Общества доклад «О фотографиях в натуральных цветах по способу братьев Люмьер». Медали удостоился и герцог Н. Н. Лейхтенбергский. Журнал «Вся Россия» писал: «Интересна монтировка диапозитивов герцога Лейхтенбергского - они помещены внутри очень широких рамок из темного картона, загнутых раструбом вперед. (...) Это очень идет к самим снимкам (...) сюжеты осени, сумерек, исполненные с глубоким пониманием и любовью к природе, передающие чрезвычайно тонкое художественное настроение. Такого применения автохрома и такого трактования при его помощи ландшафта нам не приходилось встречать».

+   +   +

В эти же годы и Московский музей прикладных знаний начинает комплектовать свою фотографическую коллекцию автохромами. Они упоминаются уже в кратком указателе Политехнического за 1911 год: «На окне четыре снимка г-на Щеголева на автохромных пластинках Люмьера, принесенные отделу в дар г-ном Щеголевым» (Владимир Александрович Щеголев - штабс-капитан, преподаватель московской гимназии имени И. и А. Медниковых).

В апреле 1912 года редакция журнала «Фотографические новости» организовала Вторую выставкуконкурс. И опять - повышенный интерес к автохромам. Среди награжденных за автохромные снимки - член Санкт-Петербургского ФО П. С. Творогов, член ИРТО Н. А. Васильев (впоследствии - товарищ председателя V отдела ИРТО), фотографпрофессионал, член СПбФО А. А. Соболев.

Постоянно растет количество выставок, где автохромы преобладают (в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе). В январе 1913 года на VI художественно-фотографическом конкурсе РФО выставляется уже 125 автохромов! (Золотая медаль присуждена «известному московскому автохромисту» А. В. Парусинову.) Все интенсивнее становятся исследования в этой области. Так, выставке в Одессе 1912 года предшествовали доклад председателя ОФО Г. С. МихайловаМучкина «Об основаниях новейшей формы цветной фотографии на стекле» и демонстрация работ членов Общества по изучению технологии получения снимков на фотопластинках «Автохром». В Воронеже члены Воронежского фотографического общества Кременецкий и Менц представили вниманию коллег подробнейший доклад о цветной фотографии на пластинках «Автохром», сопровождаемый показом цветных диапозитивов (1912). Впрочем, всего не перечислишь... Скажем только, что в 1914 году, когда в Большой аудитории Политехнического музея отмечали 75-летие изобретения фотографии, главной темой опять-таки были автохромы (присутствовавшие в очередной раз оценили несомненные достоинства цветных снимков А. В. Парусинова).

+   +   +

Несмотря на начавшуюся первую мировую войну, российские ученые и фотографы продолжали уделять автохромам пристальное внимание.

Одной из самых сложных оказалась проблема, связанная с единичностью снимка, получаемого с помощью автохромных фотопластинок. В первом номере журнала «Фотографические новости» за 1915 год В. И. Базилевский публикует заметку, в которой предлагает изготавливать с автохрома негатив, а уже с него получать нужное количество копий. Однако круг проблем все время расширялся. Через полгода тот же автор делится опытом исправления неудачных автохромов.

Постоянно усложнялись условия фотографирования. Автохромные пластинки испытывали в самых разнообразных климатических условиях. Например, участник арктической экспедиции лейтенанта Г. Я. Седова, художник-фотограф Н. В. Пинегин 2 мая 1915 года провел в Большой аудитории Политехнического музея лекцию о съемках, в том числе и цветных, в условиях Арктики. Газета «Столичная молва» в сообщении о лекции отмечала: «Рассказ, иллюстрированный шаг за шагом великолепными диапозитивами, снятыми в полярных льдах. (...) Особенно хороши цветные диапозитивы, сделанные автохромным люмьеровским способом».

По-прежнему продолжаются публичные «автохромные» вечера в Петрограде. Один из них - в пользу «недостаточных студентов» - был организован 16 марта 1916 года Петроградским фотографическим обществом. Традиционно он проходил в актовом зале Института инженеров путей сообщения. В подготовке вечера и в работе комиссии принял активное участие автор нескольких серьезных книг по теории и практике фотографии Н. Е. Ермилов. Помимо автохромов Ермилова, демонстрировались работы Н. А. Васильева, членов ПФО В. Д. Нащекина, Л. В. Рейнберга, А. А. Соболева, Н. К. Чижова. «Третье отделение вечера было целиком посвящено автохромным снимкам (...) члена Общества П. С. Творогова, показавшего на экране удивительные по красоте и технике исполнения шедевры», - писали «Фотографические новости».

+   +   +

Перечень российских деятелей фотографии, посвятивших себя работе с автохромами, не исчерпывается именами, упомянутыми в статье. Однако он дает достаточное представление о масштабах этой работы и об участии в ней Политехнического музея.