Московский журнал

N 4 - 2008 г.


Архив 

Запечатленная эпоха
(из собрания Центрального архива аудиовизуальных документов Москвы)

О творчестве одного из виднейших отечественных мастеров фоторепортажа Василия Васильевича Егорова (1917-2007)

Aaneeee Aaneeuaae? Aai?ia n aeieiiii eao?aaoa i?aiee «Cieioie aeac ?innee». 2002 aiaВряд ли подросток Вася Егоров - ученик токаря на московском заводе АРЕМЗ - мог тогда, на рубеже 1920-1930-х годов, предвидеть, что через двадцать с небольшим лет станет одним из грандов советской фотожурналистики. В 1934 году он пришел в «Союзфото» (так раньше называлась Фотохроника ТАСС, с 1992 года - Агентство «Фото ИТАР-ТАСС») учеником печатника. Этому предшествовала двухлетняя учеба на курсах Всероссийского общества фотографов. Еще работая на заводе, Василий сам смастерил фотоаппарат и сделал им свои первые снимки. В 1936-1937 годах была служба в Пролетарской дивизии Красной Армии, а после демобилизации - вновь фотография.

Еще до войны В. В. Егоров показал себя талантливым фоторепортером различных жанров. 1939 год: командировка от «Союзфото» в Армению. 1942-1946 годы: служба в пограничных войсках; снимки Егорова все чаще публикуются в центральной прессе.

После войны Василий Васильевич возвращается в Фотохронику ТАСС. Фотографии 1940-х - начала 1950-х годов характеризуют его уже как зрелого мастера, искусно владеющего техникой репортажной съемки. Лаконичность и безупречность построения кадра выделяют работы В. В. Егорова среди множества других. В качестве фотокорреспондента ТАСС он объездил более сорока стран мира. Одна из первых зарубежных командировок состоялась в 1953 году: Бухарест, IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Постепенно Василий Васильевич Егоров получает признание как один из ведущих фотокорреспондентов страны. С середины 1950-х годов он становится спецфотокором ТАСС и в течение последующих десяти лет сопровождает

Красная площадь.Москва, 1977 год.

Н. С. Хрущева во всех его поездках. Наряду с неизбежными «протокольными» снимками руководителей Советского Союза и глав иностранных государств и правительств в творческом багаже мастера есть несколько десятков фотографий, показывающих этих политических деятелей в неформальной обстановке: во время охоты в Завидово, в часы отдыха. Эти уникальные снимки не попадали на страницы газет, помеченные грифом «НДП» («не для печати»), и лишь недавно стали доступны широкой публике.

В. В. Егоров был не только виртуозом репортажной съемки, но и великолепным фотопортретистом. В его работах сочетаются динамика, свойственная репортажу, и некая камерность, отличающая студийную съемку. На стыке этих двух жанров выполнен, например, портрет итальянской киноактрисы Софии Лорен. Другой снимок: летчик-космонавт СССР Г. С. Титов и кинорежиссер С. И. Ростоцкий увлеченно беседуют в зале заседаний Кремлевского Дворца съездов. Изображение построено таким образом, что вся официальная атмосфера мероприятия осталась за кадром, - внимание зрителей сконцентрировано на лицах беседующих... В данном случае Василий Васильевич применял весьма популярный тогда прием «скрытой камеры», но в отличие от большинства подобных снимков работы Егорова лишены свойственного этому приему характера нарочитой отстраненности, «случайности».

Он фотографировал оперативно, точно, с безупречным качеством - с его негативов можно было делать не только газетные и журнальные, но и крупноформатные выставочные отпечатки.

801450

В. В. Егоров является автором замечательных жанровых снимков - этих остановленных мгновений жизни, «подсмотренных» им по всему миру: Великобритания, Вьетнам, Швейцария, Норвегия, Швеция, США, Дания, Сирия, ГДР, ЧССР, Япония, Иран, Франция, Мозамбик, Испания, Бирма, Индия, Албания, Венгрия, Швейцария, Финляндия, Сенегал, Сирия, Ирак... Освещал Василий Васильевич, естественно, и военные парады и демонстрации на Красной площади, съезды КПСС (начиная с XIX), сессии Верховного Совета СССР, съезды коммунистических партий Болгарии, Кубы, Италии, Франции, Чехословакии, работу XV и XXV сессий Генеральной ассамблеи ООН, торжественные заседания и праздничные концерты в Кремлевском Дворце съездов и другие официальные мероприятия.

За более чем пятидесятилетний творческий период в фокус фотокамеры В. В. Егорова попадали тысячи людей. Он создал обширнейшую галерею фотопортретов выдающихся деятелей отечественной науки и культуры - академиков Н. Н. Семенова, Б. Н. Делоне, М. А. Келдыша, В. П. Филатова, А. А. Вишневского, народных артистов СССР Г. С. Улановой, М. Д. Михайлова, А. А. Яблочкиной, актеров Б. Ф. Андреева, Е. И. Прокловой, И. П. Мирошниченко, А. Н. Роговцевой, писателей М. А. Шолохова, С. В. Михалкова, В. Г. Распутина, композитора А. И. Хачатуряна, дирижера Г. Н. Рождественского и многих, многих других.

801450

Тема Москвы была особенно близка В. В. Егорову. В каждую «московскую» фотографию он вкладывал свою любовь к родному городу, превращая снимки в подлинно художественные произведения.

Василий Васильевич представлял свое творчество на нескольких десятках фотографических выставок - отечественных и зарубежных. Три из них были персональными. В 1976-1985 годах он принимал участие в ежегодных конкурсах профессиональной фотографии «World Press Photo», а в 2002-м удостоился высшей награды Профессиональной гильдии фотографов и Союза журналистов РФ «Золотой глаз России».

Неторопливый, всегда элегантный, уверенно-спокойный, он не имел ничего общего с расхожим образом репортера: русский интеллигент в самом высоком значении этого слова. И его фотографии, запечатлевшие целую эпоху, являют собой образец безупречного вкуса, яркие вехи на пути увлеченного постижения нашего «прекрасного и яростного мира».

Предлагаем вниманию читателей «Московского журнала» работы В. В. Егорова, созданные им в разные годы. Некоторые из них публикуются впервые.

Подготовила Елена Викторовна Харитонова

801450