Московский журнал

N 4 - 2008 г.


Библиографические заметки и выписки 

Русское искусство глазами француза
Фрагменты книги Э. Э. Виоле-ле-Дюка "Русское искусство: его источники, составные элементы, высшее развитие и будущность" (СПб., 1877)

 Э. Э. Виоле-ле-ДюкФранцуз, о котором идет речь, - Эжен Эммануэль Виоле-ле-Дюк (1814-1879). Историк, археолог, инженер, декоратор, художник, он практически всю свою жизнь занимался реставрацией храмов и замков средневековья, среди которых были такие знаменитые памятники, как собор Парижской Богоматери, Амьенский и Реймсский соборы, замок Пьерфон; в числе множества его энциклопедических трудов - фундаментальный «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI веков» (1854-1868).

В 1871 году в Париже увидело свет исследование Виоле-ле-Дюка о русском искусстве, позднее изданное и в России1. Эту работу ученый предпринял (под впечатлением от осмотра русских разделов Международных художественно-промышленных выставок и проходивших в 1860-х годах в Париже выставок Строгановского художественно-промышленного училища), «задавшись важной мыслью - раскрыть настоящее национальное русское искусство».

В России книга вызвала большой интерес. С ней серьезно полемизировали, в частности, почетный член Петербургской академии наук граф С. Г. Строганов2 и академик Ф. И. Буслаев3. В суть полемики мы здесь вдаваться не будем - в данном случае нас больше интересует собственно мнение Виоле-ле-Дюка: думается, под многими мыслями французского ученого XIX века русские люди могли бы подписаться и сегодня.

Приводимый ниже текст составлен из фрагментов указанной книги; оттуда же взяты иллюстрации
.


«Одним народам присваивают все, другим же отказывают во всем. Разумеется, так поступают в нашем старом западном углу Европы.

Главное возражение против существования русского искусства, по мнению многих, основывалось и основано еще и теперь на том, что Русская империя сложилась из крайне разнообразных и между собой несхожих элементов и что эти элементы, по самому разнообразию своему, находились в условиях, неблагоприятных для развития самостоятельного искусства.
Титульный лист французского издания книги (1871)
Но то же самое можно сказать и о большинстве народов, которые, однако, сумели создать искусства, отличающиеся собственным характером и стилем.

С этнографической точки зрения русский народ находится в условиях не менее благоприятных, чем другие народы, которые однако же оставили следы блестящего и глубоко проникнутого самобытностью искусства.

Была политическая история русского народа противна этому развитию? Вот что надо рассмотреть. Но, рассматривая вопрос лишь вообще, мы отметим, что неведение Европы в этом отношении происходит от того, что она познакомилась с Россией лишь в то время, когда Россия для достижения уровня западной цивилизации стала подражать промышленности, искусствам и способам производства Запада, отстраняя от себя все, что напоминало ей ее прошлое, считавшееся варварским.

Таким образом, русское искусство, шедшее своим путем, было круто отброшено в сторону и заменено подделками, заимствованными у Италии, Франции и Германии.

В этом отношении великие основатели Русской империи сделали ошибку, потому что всегда будет ошибкой заглушать природные качества народа, думая улучшить его социальное положение, и за эту ошибку рано или поздно приходится платить .

Ничего не могло быть лучше, как отправиться в Италию, Францию, Голландию и Германию за элементами великого промышленного и торгового усовершенствования, которого недоставало тогда Русской империи. Но, вместе с тем, заменять выражения русского духа подражаниями произведениям чуждого ему гения значило надолго обессилить природное творчество русского народа; значило стать данником той цивилизации, у которой следовало заимствовать лишь способы производства и открытия в вопросах материальных, а вовсе не готовые формулы и уж никак не вдохновение.

По истечении многих столетий, употребленных на бесплодные подражания западному искусству, Россия спрашивает себя, не имеет ли она своего собственного гения? Оглядывая себя и доискиваясь сути в собственных недрах, она говорит себе: «У меня есть искусство с отпечатком моего собственного духа, искусство, которым я слишком долго пренебрегала. Соберем же его разрозненные и забытые остатки, и пусть оно займет свое место!»

Русское искусство было искусством преимущественно религиозным. Оно развивалось и распространялось вместе с религиозным чувством. Но религиозное чувство в России было и остается еще и теперь тесно связанным с любовью к стране и почве. Патриотизм и вера сливались воедино в представлении древнерусского человека.
Великорусская изба (Костромская губерния, XIX век)
Икона для русского человека - это связь, соединяющая народ, это нечто равносильное знамени, это язык, понятный каждому, который делает то, что все могут понять друг друга и сойтись в одной общей мысли. Иконы находятся повсюду в России: во дворцах и в избах, в гостинице и в палатке солдата. На чужбине они напоминают Родину и - еще раз повторяем - служат символом патриотизма , а потому так же не могут быть изменяемы, как нельзя изменить герб.

Часто утверждали, что русские - азиаты, и это мнение, распространенное с намерением, которое нам нечего здесь обсуждать и которое приводило к заключению, что будто бы они не составляют части великой европейской семьи, - весьма сомнительного свойства.

Славяне, составляющие основу русского народа, настолько же азиаты, насколько ими были пеласги, греки, кельты, германцы, кимвры и скандинавы. И если они с течением времени были в более частых сношениях с Азией, чем кельты, германцы и скандинавы, то в них от этого не менее арийской крови и они одарены гением, свойственным арийцам, то есть способны к развитию и склонны к усвоению всего, что может их продвинуть на пути прогресса.

Но в этих случаях, как и во многих других, касающихся истории человечества, охотно довольствуются словами, не вникая в суть дела.

Азиаты!.. Это легко сказать. Но Азия велика, и даже и поныне заселена совершенно различными племенами.

Россия владеет чрезвычайно богатым запасом искусства. В течение двух столетий она его держала под ключом. Теперь ей остается только открыть его и черпать из него полными пригоршнями.

Она счастливее нас, французов, в этом отношении, и ей не придется выносить долгой внутренней борьбы, чтобы воспринять то, что ей принадлежит, и пользоваться им, потому что в этом деле истинного возрождения она будет иметь за собой мнение громадного большинства русских людей, которое не могло быть поколеблено долговременным направлением искусства, чуждым его духу, и которое ожидало только случая для своего проявления».


1. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Русское искусство: его источники, составные элементы, высшее развитие и будущность (L' art russe, ses element constitutifs, son apoge, son avenir). СПб., 1877. Перевод этого сочинения выполнил архитектор и теоретик архитектуры Н. В. Султанов.
2. Строганов С. Г. Русское искусство, Е. Виоле-ле-Дюк и архитектура в России от X-го по XVIII-й век. СПб., 1878.
3. Буслаев Ф. И. Русское искусство в оценке французского ученого // Критическое обозрение. 1879. N 2, 5.

Подготовила Галина Владимировна Аксенова