Московский журнал

N 6 - 2008 г.


Историко-краеведческие чтения. Березники 

Новое Усолье: середина XIX - начало ХХ века
Заметки о Новом Усолье периода его расцвета

«План промысловому и обывательскому строению в селе Новое Усолье». 1809 год

«Селение пяти господ»

В середине ХIХ века село Новое Усолье после ряда разделов принадлежало уже пяти солепромышленникам. Каждый из них имел свои закрепленные совместными договорами участки земли, которые на планах того времени обозначались разными красками - желтой, алой, фиолетовой, коричнево-красной, зеленой. Это разнообразие поразило писателя П. И. Мельникова-Печерского, который в «Дорожных записках» отмечал: «Я видел план Усолья. <...> Боже мой, какая пестрота!» Являясь главными землевладельцами, солепромышленники, среди которых одной из крупнейшей продолжала оставаться представительница рода Строгановых Софья Владимировна, сами определяли характер планировки и застройки села. Еще в 1787 году «столица» пермских строгановских вотчин была перенесена в село Ильинское, контроль же за новоусольскими промыслами осуществлялся через управляющих. Так вот, в «Положении об управлении Пермского имения» С. В. Строганова дает, в частности, следующие распоряжения:

«§ 62. Улицы сколь можно назначаются правильные, под прямым углом, параллельными друг другу, и ширины, предписанной государственным постановлением. В заводах, промыслах и селениях оставляются около церквей площади, а где бывают торги, и для них рынков и лавок церковной площади будет недостаточно, то назначаются особые еще площади.

§ 63. Общественные здания, как то - конторы, земские избы, училища и дома для священников и церковнослужителей должны быть располагаемы в середине селения поблизости [от] церкви. Напротив того, запасные хлебные магазейны, амбары, фермы, богадельни и сиротские дома должны строиться по конец завода или селения и в некотором от него отдалении.

§ 64. Крестьянские и вообще обывательские дома в селениях строятся по плану с оставлением потребных промежутков, но не менее 6 саж. дом от дома.

§65. Улицы, где прилично, обсаживаются по обе стороны деревьями. В промежутках между домами с лицевой стороны также насаживать деревья в прямой линии, а пространство сих промежутков определяется для крестьянских садов и огородов. <...>

§ 67. Дворы крестьянские должны строиться так, чтобы на улицу, кроме домов, ворот, лавок, избы вроде флигеля более никаких иных построек на лицо не было. <...>

§ 70. Постоялые дворы и харчевни учреждаются в заводах, промыслах, сtлах и деревнях с разрешения окружного правления и располагаются на площадях, главных улицах, при больших дорогах, также при выезде и выезде из селения. <...>

§72. План на каждый завод, промысел, селение составляется при окружном правлении и утверждается управляющим, после чего хранится в чертежной правления, а копия за подписью членов правления и чертежника посылается при подписании для руководства1.

В соответствии с этими указаниями и застраивалось село.

После очередного опустошительного пожара (1842) в 1845 году управляющими пяти новоусольских владельцев были составлены новые «Правила о распределении селитбенной земли села Усолья и об устройстве оного». «Правила...» предусматривали организацию площадей возле Верхнего и Нижнего промыслов и Богородской церкви, посадку лиственной аллеи в две линии, расширение улиц, которые предписывалось «содержать <...> в исправности, устроив в Посадской части по главной улице, идущей от Соборной церкви до кладбища, сверх канав, долженствующих быть во всех улицах, тротуары; <...> устройство и исправление улиц производить каждою частью против своего квартала или домов; а если квартал принадлежит и другому владельцу, то по равной части каждому - против своих мест, доставшихся на участие»2.

Уральская Венеция

Расположенное на низменной равнине, изрезанной восьмью озерами (по местному, «полоями»), Новое Усолье делилось на слободы - Посад, Рубеж, Потым, Покровская, Орлинская, Капустная, Пихтовка, Богомолка, Ларьково, Козья, Ивановская, Низовая... Самой большой проблемой села после пожаров были ежегодные паводки. Слободы в весеннее половодье затоплялись камскими водами, отчего Новое Усолье на время приобретало вид Венеции: движение по улицам и даже перевозка скота на пастбища осуществлялись в лодках. О наводнении 1891 года «Екатеринбургская неделя» сообщала читателям: «Нынешний разлив Камы затопил 2/3 села Усолье. Одна из церквей в Рубежной слободе кругом в воде. Многие обыватели, живущие на водопоемных местах, давно вышли из домов, а другие, несмотря на то, что воды в домах до окон, обитают в них, устроив на полу, вровень с лавками, мостки и по мере прибыли воды также оставляют свои хаты. Сообщение рабочих с заводом трудное. Около соляных амбаров стоит множество судов и пароходов, так что Усолье представляет вид портового города. Хорошо тем, кто имеет свои лодки, а у кого нет, ждут доброхотных перевозчиков или устраивают из бревен плоты, на которых в тихую погоду, управляя шестом, переправляются до сухого места. Преграда на пути заставляет принимать холодные ванны - пускаться вброд с обнаженными выше колен ногами. Скот сгоняют на нагорную часть - в Богомольскую и Покчинскую слободу, куда ездят артелями в лодках доить и кормить его два раза в день».
Наводнение в городе Усолье. Фотографии 1950 года
Кое-где в Новом Усолье даже устанавливали на стены чугунные доски, фиксировавшие уровень паводковых вод. «Весною 1810 года возвышалась вода до означенной линии», - гласила надпись на одной из таких досок. От наводнений жители села страдали вплоть до середины 1950-х годов (в 1941-м, например, уровень подъема воды составил 7 метров 39 сантиметров). Положение улучшилось только с пуском Камской ГЭС (1954): наводнения стали не столь разрушительны, как раньше.

Заболоченность местности, долгое «стояние» паводковых вод (больше месяца) приводили не только к разрушению промысловых и жилых строений, но и к вспышкам болезней. Так, в 1847 году эпидемия холеры унесла почти половину населения Нового Усолья. Несмотря на усилия пяти владельцев по благоустройству села, его улицы ухоженностью отнюдь не отличались. «Летом в Усолье <...> невыносимая грязь и громадные лужи. Накопляющиеся во дворах домов жителей и в торговых лавках разный сор и навоз в виде упаковки, соломы и др. выносится и выбрасывается прямо на улицу. Даже и у первого богача в Усолье <...> под окнами дома и лавок постоянно стоит громадная лужа и невылазная грязь, в которой нередко вязнут девочки-школьницы, возвращающиеся из школы домой. А сам [он], глядя в окно, изволит смеяться над этим безобразием», - писала та же «Екатеринбургская неделя».

Село торговое

Новое Усолье, стоящее на большом водном пути, связывавшем центр России с северными областями и Сибирью, с самого начала сделалось крупным торгово-перевалочным пунктом. Здешняя торговая жизнь особенно оживилась с введением в эксплуатацию в 1879 году ветки Чусовая-Усолье Уральской горнозаводской железной дороги. Благодаря удобному транзитному сообщению (по Каме в Соликамск и в Чердынь, а затем на Печеру и Вычегду) в Новое Усолье нередко приезжали известные исследователи, путешественники, писатели. В разные годы здесь побывали натуралист И. И. Лепехин, географы П. С. Паллас и В. П. Семенов-Тян-Шанский, писатели П. И. Мельников-Печерский, В. Н. Берх, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов и другие. Мамин-Сибиряк, в частности, еще с середины Усольского плеса увидел «бревенчатые башенки над буровыми скважинами для добывания соляного рассола и громадные амбары для склада соли, <...> собор старинной архитектуры и базар, тоже устроенный по-старинному. Вон хмурятся на берегу каменные палаты Строгановых - совсем уж они не гармонируют с остальной бревенчатой мелюзгой, а потом опять чьи-то хоромины и опять деревянная ничтожность»3.

В середине XIX века в селе постоянно проживало от 3667 человек (в уездном городе Соликамске в то же время насчитывалось 2562 жителя). Усольчане варили соль, строили речные суда, занимались мелкими промыслами, торговали. Оживлялось Новое Усолье весной, когда после схода талой воды начиналась погрузка соли на баржи. В это время здесь находили себе заработок вольнонаемные люди из ближайших и отдаленных деревень, крестьяне северо-восточной части Вологодской и восточной части Вятской губерний. Только для доставки соли до Нижнего Новгорода требовалось от 2000 до 3000 бурлаков, водоливов и грузчиков. О новоусольской «весенней страде» читаем у писателя Ф. М. Решетникова: «Барки уже сделаны, а бурлаки все еще работают: кто весло делает, кто конопатит барки и полубарки, кто так себе рубит бревно. Целые две тысячи бурлаков копошатся на берегу у барок, на барках, на льду в рубахах дырявых со множеством заплат. <...> В кучах сидят преимущественно люди разных названий: татары с татарами, черемисы с черемисами, подлиповцы с подлиповцами. Воздух оглашается различными наречиями: лепечут бойко татары и черемисы, прилепетывают зыряне, кричат пермяки. <...> Вечером собираются на барки, сидят кучками и толкуют больше о бурлачестве. Сидят долго, потом начинают петь свои песни, каждый на своем языке. <...> Тут есть и свои музыканты: разгоняют тоску, играя на гармониках и балалайках»4.

«Масса народа обоего пола и возраста, местные и посторонние находят себе дело и зарабатывают хорошие деньги на соляном караване. Хлебный рынок увеличивается несравненно более обыкновенного. Появляются торговки со столиками и излюбленными пермяцкими напитками - брагой, приготовляемой из овсяного солода. Заработанные женщинами на караване деньги идут преимущественно на обновок. Торговцы в этот период не засыпают, выходят для торговли ранее, в особенности когда появляются крестьяне, <...> доставляющие дрова к промыслам, легче поддающиеся обаянию мелких мануфактуристов. Полусонную жизнь обновляет пассажирское движение пароходов, на которых с первым рейсом прибывает много приезжей посторонней публики, не только простой - рабочей, но и коммерческой, имеющей дела по поставке и покупке продуктов, расчетам с рыночными торговцами»5

Спасо-Преображенский собор. Современная фотография

«В Новом Усолье торговая деятельность очень велика. Здесь вы найдете все, что вам угодно - даже сукна, шелковые материи, галантерейные вещи, книги. В Усолье много мелочных лавок - и в другом городе не встретите их» («Дорожные записки» П. И. Мельникова-Печерского).

В летнюю навигацию из Сарапула, Нижнего Новгорода и Чебоксар в Новое Усолье доставляли мануфактуру, мебель, бакалейные товары. Отправляли из села, естественно, соль, древесину, сало, масло. Ежегодно на пристанях Верхнекамья разгружалось и загружалось до сотни судов. Самой ответственной была отправка первого «соляного каравана». Путь до Нижнего Новгорода лежал нелегкий - немало барж садилось на мель, разбивалось. Огромную роль играла правильная загрузка судна, производившаяся поэтому с особой торжественностью. «В середине <...> ставился столик или клалась доска на подмостки, покрытые чистой новой рогожей, икона, находящаяся на судне во время плавания. Около стола или доски с трех сторон размещали обыкновенные соленосные мешки с солью. Когда все приготовлено, приглашаются священник и грузчики, поется молебен святому, икона которого стоит на столе. Затем караванный, частный приказчик судна, все рабочие прикладываются к кресту, окропляются святой водой. Окропляется и соль в мешках и все судно. Для большего успеха грузки просят священника начать грузку судна. И он сам высыпает соль из одного мешка. <...> Когда соляной караван готов к отвалу, на каждом судне опять совершается молебен, так называемый «на отвал», для чего из Преображенской церкви выносится большая икона святителя и чудотворца Николая - заступника и помощника плавающим по водам»6.

Толпы народа провожали отплывающие суда. На колокольнях всех храмов звонили колокола...

На Соборной площади

Центром Нового Усолья являлась площадь при Спасо-Преображенском соборе, на которой располагались торговые ряды. «Положением...» С. В. Строгановой во избежание пожаров здесь запрещалось строительство деревянных лавок, и ряды возвели каменными. Свои функции они сохраняли вплоть до начала 1950-х годов.

Все главные события в жизни села его жители отмечали на Соборной площади.

14 мая 1896 года по случаю коронации Николая II здесь прошел большой многолюдный молебен. «С утра дома, торговые лавки и корпуса на рынке были разукрашены флагами и гирляндами, колоколенный звон дополнял торжество великого праздника. Местная купчиха Брагина раздала народу с балкона своего дома много платков, ситца, конфет и даже денег. <...> Ученики и ученицы местных училищ исполнили гимн «Боже царя храни», <...> происходило угощение части рабочего люда»7.

801473

А вот «мероприятие» совершенно иного рода: «22 октября [1905 года], в воскресенье, в 12 часов дня на Соборную площадь пришло почти все население с. Н. Усолье. Около будки среди площади была вместо трибуны перевернута вверх дном бочка, около которой выстроился хор и усольские рабочие с флагами и плакатами. На плакатах было написано - «Долой царя и самодержавие. Да здравствует свобода, братство, равенство!» Был и черный флаг - флаг скорби и печали, на котором написаны слова «Вечная память павшим борцам за свободу!» После митинга народ с пением революционных песен прошел по улицам. <...> На второй день все опять собрались на площади у собора, переправились через Каму, где нас ждали рабочие содового завода, а потом с пением революционных песен пошли по поселкам Березники и Веретье», - вспоминал усольский солевар П. Ю. Булычев8.

«Бурлила» площадь и в октябрьские дни 1917 года, а 1 марта 1918­-го здесь было объявлено об открытии 1-го уездного съезда Советов, перенесшего центр уезда из Соликамска в Новое Усолье, провозглашенное городом Усолье. После этого бывшее село захватывалось то белыми, то красными - центральная площадь являлась немой свидетельницей всех перипетий гражданской войны. Так, 23 марта 1919 года перед собором состоялся здесь прошел парад Тобольского Сибирского стрелкового полка Белой армии. В приказе, отданном по сему случаю командиром полка подполковником Бордзиловским, говорилось: «В воскресенье 23 марта назначаю парад по случаю раздачи георгиевских крестов солдатам, особо отличившимся в боях под с. Юксьевским. К 11 часам построить георгиевских кавалеров, учебную и саперную команды на площади против Усольского собора, имея на правом фланге полковой оркестр музыки. Парадом командовать начальнику учебной команды поручику Полуянову. Параду будет предшествовать молебен, а после парада будет прочитан приветственный адрес усольским волостным земством. <...> Присутствовать всем свободным от службы офицерам»9.

В первые годы Советской власти на площади проходили все праздничные манифестации и митинги, зачитывались правительственные постановления. В 1924-м здесь была установлена арка и разбиты клумбы.

О. Н. Варнакова

Митинг на Соборной площади города Усолье. Фотография 1923 года


1. Графиня С. В. Строганова, урожденная кн. Голицына. Положение об управлении Пермского нераздельного имения. СПб., 1839. Гл. II. С. 50-52.
2. Березниковский краеведческий музей. N 621. Л. 3-5.
3. Мамин-Сибиряк Д. Н. Старая Пермь. Путевые очерки. Т. 12. Свердловск, 1951. С. 306-307.
4. Решетников Ф. М. Избранные произведения. Свердловск, 1939. С. 59.
5. Екатеринбургская неделя. 1896. N 17. С. 361.
6. Словцов И. Опыт описания некоторых церквей Соликамского уезда // Пермские епархиальные ведомости. 1875. N 49. С. 599-600.
7. Пермские губернские ведомости. 1896. N 108. С. 3.
8. Березниковский краеведческий музей. N 544. Л. 1, 8-9.
9. Березниковский историко-художественный музей. Б/н. Переписка 1919 г. (5). Л. 295.