Московский журнал

N 7 - 2008 г.


Летописец 

"Строитель спасения"
О фотовыставке и церковно-научной конференции, посвященной духовному наследию схиигумена Парфения (Агеева. 1806-1878)

15-17 мая 2008 года в Паломническом центре Московского Патриархата (Москва, Мичуринский проспект, 8/29) состоялось открытие фотовыставки «Благословенное странствие схиигумена Парфения (Агеева)» и церковно-научная конференция, посвященная 130-летию со дня преставления этого выдающегося духовного писателя, мыслителя, проповедника, паломника и церковного деятеля, а также 150-летию со дня основания пещерного скита при Николо-Берлюковском монастыре (Ногинский район Московской области), где отец Парфений в 1855-1860 годах был настоятелем. Как о монастыре, так и об отце Парфении «Московский журнал» писал неоднократно (N 2, 2006; N 10, 2007; N 4, 2008), поэтому редакция с готовностью приняла приглашение участвовать в обоих мероприятиях.

Выставка, открывшаяся 15 мая в художественной галерее Центра, была организована Отделом внешних церковных связей и Паломническим центром Московского Патриархата, Институтом мировой литературы РАН имени А. М. Горького и Николо-Берлюковским монастырем. На ней экспонировлись более 70 редких фотографий, представленных различными архивами, музеями, частными коллекциями: Святая земля, Святой град Иерусалим, Константинополь, Святая гора Афон, обители и великие старцы земли Русской - «места паломничества и странствий отца Парфения и люди, с кем при жизни своей многотрудной по Промыслу Божию имел он радость встречи». Цель выставки, по словам организаторов, - «показать удивительный мир православия, созданный как бы и не людьми, а ниспосланный Богом с небес за нелицемерную веру предков наших».

16 мая в Паломническом центре прошла церковно-научная конференция «Строитель спасения. К 130-летию со дня преставления схиигумена Парфения (Агеева)», в которой приняли участие известные богословы, филологи, краеведы, музейные работники, журналисты. В своем послании к собравшимся Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил: «Став известным духовным писателем, отец Парфений <...> послужил на благо Церкви Христовой: был строителем монастырей, паломником и странником Божиим, миссионером и проповедником». В самом деле: деяния схиигумена Парфения поражают явленными в них духовными красотами и благодатной силой - при глубочайшем смирении и послушании того, кто всем сердцем стремился лишь к одному - «благоугодить Господу Иисусу Христу». Для тех, кто впервые обращается к духовному наследию отца Парфения, оно становится подлинным откровением, возвышая душу и наполняя ее надеждой и радостным чаянием веры неложной. Поистине, он понес великие труды ради нашего просветления. Это в полной мере ощутили уже его современники; это тем более ощущаешь сегодня. В данной связи значительным событием представляется прошедшая в рамках конференции презентация книги «Инок Парфений (Агеев). Странствия по Афону и Святой земле», подготовленной совместно Николо-Берлюковским монастырем и издательством «Индрик». Книга составлена из произведений отца Парфения, о которых с восторгом писали С. М. Соловьев, А. А. Григорьев, Н. П. Гиляров-Платонов, М. П. Погодин, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев...

Участники весьма представительного (именно таким он получился и по составу выступающих, и по тематике докладов) форума в Паломническом центре высказали предложения: проводить конференции, посвященные отцу Парфению, ежегодно и к каждой из них издавать по тому из его впечатляющего наследия, а также обратиться к Правительству Москвы с просьбой как можно скорее вернуть Николо-Берлюковской пустыни все ее храмы и строения, занимаемые ныне одной из клиник, относящейся к столичному Комитету здравоохранения.

17 мая участники конференции совершили паломничество в Николо-Берлюковскую пустынь.

Наш краткий отчет завершим словами главы Ногинского муниципального района В. Н. Лаптева, по общему мнению, очень много делающего для возрождения церковной жизни в Богородском крае: «Настоящая конференция выступает еще одним остовом духовного воспитания населения, укрепляет взаимодействие и взаимопроникновение церковной и научной мысли».