Московский журнал | Владимир Быков | N 10 - 2008 г. |
Энциклопедия
Гласные Московской городской думы (1863-1917)
эта статья в журнальном формате
От редакции
С этого номера в рубрике «Энциклопедия» мы продолжим рассказ о дореволюционных властных структурах Москвы (см. вызвавшие множество откликов материалы А. Н. Шаханова за 2005-2006 годы). На сей раз речь пойдет о деятелях московского городского общественного управления. По вполне разделяемому нами мнению автора публикации - директора Центра исследования городского управления и самоуправления Москвы (ЦИГУС) В. Н. Быкова, «в связи с тем, что в 2008 году исполняется 15 лет с начала работы воссозданной Московской городской думы (1993), информация о предшественниках нынешних столичных законодателей приобретает особый интерес. Биографика московских думских гласных, - продолжает автор, - насчитывает более 1400 имен». Для удобства распределения материала по номерам журнала он предлагает чисто условно объединять персоналии в группы: гласные-священники, гласные-медики, гласные-ученые, гласные-юристы и так далее. Нами принята эта схема, а также алфавитный принцип номинации. Даты под именами обозначают сроки исполнения данными лицами обязанностей гласных МГД. Публикацию предваряет составленная автором краткая справка по истории городского общественного управления Москвы в пореформенный и предреволюционный периоды.
1. Священники и выпускники духовных академий
20 марта 1862 года император Александр II утвердил представленное москвичами «Положение об общественном управлении города Москвы», закреплявшее новые принципы проведения выборов, организации и функционирования этого социального института. С принятием Положения ситуация в Москве коренным образом изменилась, поскольку теперь значительная часть властных и управленческих функций передавалась общественному городскому управлению. Тем самым появились реальные предпосылки для модернизации системы городского хозяйства, которое за предшествующее столетие так и не преодолело своей рыхлой средневековой структуры. 10 апреля 1863 года сформированная из представителей пяти вновь учрежденных сословий Городская дума начала свою деятельность.
16 июня 1870 года Александр II утвердил Городовое положение, существенно расширявшее статус городских органов власти и устанавливавшее новые принципы формирования органов общественного управления. Создаются Городская дума и городская управа, во главе которых стоял городской голова, имевший V классный чин (статский советник). Выборы проводились по трем избирательным куриям на основе имущественного, а не сословного ценза. В сторону большей самостоятельности менялся порядок взаимодействия органов общественного управления и городской администрации. В рамках утверждаемого Думой бюджета ее органы получили право установления сборов на общественные нужды, заключения собственных финансовых займов, введения налогов на собственность, издания постановлений, обязательных для горожан и так далее.
11 июня 1892 года императором Александром III утверждается новый Закон о Городовом положении, согласно которому в очередной раз был реорганизован порядок выборов: впервые образовывалась система территориальных избирательных округов, вводился личный имущественный ценз, основанный на владении недвижимостью. Структура органов городского самоуправления не изменилась, в Городскую думу на четыре года выбирались 160 гласных. Городской голова состоял теперь в IV классе (действительный статский советник).
Широко известные ныне достижения Москвы рассматриваемого периода в социально-культурной сфере были обеспечены деятельностью именно Городской думы и исполнительного органа городского общественного управления - Городской управы. Назовем здесь такие глобальные начинания, как решения об открытии, строительстве или принятии на баланс пожертвованных социальных учреждений, в том числе о поддержании деятельности 18 бесплатных (в редких случаях - платных по символической ставке) градских больниц; утверждение в конце 1860-х годов инвестиционного проекта конно-механизированного «трамвая» - конки; решение о монополизации системы городского мясного рынка (1866), утверждение проекта и строительство в 1886-1888 годах лучшего в Европе промышленного мясоперерабатывающего комплекса - скотобоен и скотопригонного двора за Новоспасской заставой; утверждение проекта и строительство в начале ХХ века электростанции и нескольких линий электрического трамвая; решение о повышении мощности, расширении технического оснащения и прокладки двух новых веток водопровода - из Мытищинских источников (1886-1893) и Москворецкой (1898-1902); устройство в городе первой очереди современной системы канализации (1887-1898); утверждение проектов и строительство более 150 школьных и училищных зданий; принятие на городской бюджет картинных галерей братьев Третьяковых, Цветкова, Брокара и других меценатов; учреждение народного университета имени А. Л. Шанявского (1908)... Кроме того, Городская дума доступными ей средствами участвовала в создании ряда общественных учреждений, впоследствии ставших всемирно известными: Политехнического и Исторического музеев, Музея изящных искусств на Волхонке, нового здания Верхних торговых рядов (ныне - комплекс ОАО ГУМ), Средних торговых рядов на Красной площади - список можно продолжать и продолжать.
15 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление об изменении принципов организации городского самоуправления и осуществлении городской реформы. В июле по окончании полномочий гласных последнего созыва прошли выборы в Городскую думу без учета имущественного, национального и полового признаков, то есть на началах всеобщего и равного избирательного права. Голосование проводилось не персонально шарами, а по партийным спискам. Вместе с тем гласные Думы перешли на оплачиваемую работу; наряду с должностью городского головы была учреждена должность председателя Думы. Среди двухсот думских гласных большинство (58%) составили представители партии эсеров.
25 октября 1917 года Московская городская дума образовала Комитет общественной безопасности, который возглавили городской голова эсер В. В. Руднев и полковник К. И. Рябцев. Однако попытки Комитета организовать вооруженный отпор активистам большевистской и радикальному крылу эсеровской партий успехом не увенчались и 2 ноября Комитет и Дума были распущены.
+ + +
В заключение скажем, что избрание в МГД священников имело ряд особенностей. До принятия Городового положения 1892 года за их кандидатуры (наряду с другими категориями граждан) на избирательных собраниях выборщики голосовали персонально на общих основаниях. С 1893 года, когда представители духовенства потеряли право участия в выборах, присутствие представителей духовного ведомства в Московской городской думе определялось статьей 57 Городового положения 1892 года: «Сверх определенного по статье 56 числа гласных в собраниях Думы участвуют с правом голоса: 1) председатель местной Уездной земской управы и 2) депутат духовного ведомства, если епархиальное начальство признает полезным его назначить» (Свод законов Российской империи. Т. 2. Кн. 1. М., 1910. С. 289).
- Протоиерей Иоанн Дмитриевич Арбеков (1857-1916)
1905-1908, 1909-1912, 1913-1916
Окончил Казанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1882), получил ученую степень магистра богословия. Настоятель церкви Большое Вознесение на Большой Никитской улице (с 1883), храма Вознесения Господня на Царицынской улице (1990-е). Состоял на службе в Московской духовной консистории, был благочинным церквей Никитского сорока I отделения (1910-е). Преподаватель цикла научных и музыкальных предметов (с 1893) Управления Московским Синодальным хором, училищем церковного пения и недвижимым имуществом Святейшего Синода в Москве и ее окрестностях (располагалось в здании конторы Синодальной типографии на Никольской улице; членами наблюдательного совета в звании свободных художников состояли П. И. Чайковский, А. С. Аренский, С. И. Танеев). Законоучитель в Александровско-Тверском городском начальном женском 4-классном училище и в Миусском женском училище.
Один из двух уполномоченных в Москве Императорского Православного Палестинского общества. Протоиерей (1903). Член братства во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Кандидат в выборщики от Всенародного русского Союза (монархисты) в I Государственную Думу. По замечанию октябриста Н. П. Вишнякова, «в думе выступал очень редко с короткими речами и то только тогда, когда так или иначе, по его мнению, затрагивались материальные вопросы духовенства.(...)Говорят, был хорошим духовным оратором и писал много по богословию.(...) Умирая, оставил после себя огромный капитал, как говорят, - до 400000 рублей»1.
Московский домовладелец (по данным на 1912): улица Большая Никитская, 40.
- Сергей Иванович Баршев (1808-1882)
1863-1865
Представитель московского священнического рода. Окончил духовное училище (1820), семинарию (1826), Московскую духовную академию. Служил в Санкт-Петербурге в IV Отделении Его Императорского величества канцелярии под руководством М. М. Сперанского, участвовал в кодификации российского законодательства (с 1829). Слушал курс лекций по римскому праву в Санкт-Петербургском университете, два года стажировался в Берлинском университете. Доктор законоведения (1831), ординарный (с 1837) профессор Императорского Московского университета, более 40 лет возглавлял здесь кафедру уголовных и полицейских законов. Автор первого русского курса уголовного права «Общие начала теории и законодательств о преступлениях и наказаниях» (1841). Декан юридического факультета (1847-1855), ректор (1863) ИМУ. Вышел в отставку (1870). Способствовал созданию новых учебных подразделений и кафедр в университете: морфологии и систематики растений, сравнительной грамматики индоевропейских языков, первой в России кафедры педиатрии (1866), а также клиники нервных болезней в Екатерининской больнице (1869). Оказывал поддержку инициативным группам ученых в учреждении Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Императорского Московского археологического общества (1867). Содействовал городским властям в открытии Зоологического сада на Пресненских прудах (1864). Цензор Московского цензурного комитета (1842-1845), директор Московского технического училища (1845-1850). Являлся почетным членом Московской и Киевской духовных академий, Московского общества испытателей природы, Юридического общества, опекуном Технического училища (с 1876), детской больницы и Странноприимного дома графа Шереметева. В 1881 году в Москве был широко отмечен 50-летний юбилей его учебно-научной деятельности.
Московский домовладелец (по данным на 1856): улица Малая Дмитровка (Сретенская часть).
- Протоиерей Ипполит Михайлович Богословский-Платонов (1820-1870)
1866-1868
Представитель московского священнического рода. Окончил духовную семинарию и Московскую духовную академию в звании магистра богословия (1844), оставлен для подготовки к ученому званию, преподавал логику и историю философии. Священник Троицкой церкви на Арбате (с 1866), благочинный Пречистенского сорока (с 1868). Славился как один из лучших проповедников в Москве. Активно работал в учреждениях народного просвещения. Законоучитель в 4-й Московской гимназии и Мариинско-Ермоловском училище (с 1863). Распоряжением Святейшего Синода был назначен членом авторского коллектива по составлению церковного учебника для народных школ. Автор работ «Арабы и их философия» (ч. III. Москвитянин. 1850. N 9) и «Изъяснение пророчества Исайи об избранном Отроке Иеговы» (М., 1850). Цензор «Московских епархиальных ведомостей» (с 1868). Член Совета Православного миссионерского общества.
В МГД курировал деятельность городских народных училищ.
Жил в приходе Троицкой церкви на Арбате.
- Протоиерей Николай Сергеевич Виноградов (?-1918)
1917
Окончил Московскую духовную академию (1880). В Минской духовной семинарии преподавал основное, догматическое и нравственное богословие; в Ростовском духовном училище - русский и церковнославянский языки, в Вифанской семинарии - греческий язык. 22 года (с августа 1885 по 1907) был священником домового храма в честь святых Жен-мироносиц и равноапостольной Марии Магдалины Московского технического училища2, впоследствии (1911-1918) - настоятелем церкви Рождества Богородицы в Путинках. Благочинный церквей Никитского сорока III отделения (1910-е).
Жил на ведомственной квартире ИМТУ на улице Коровий брод.
- Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824-1887)
1877-1880, 1881-1884, 1885-1888
Сын коломенского священника П. М. Никитского. Окончил духовное училище в Коломне (1838), где получил фамилию «Гиляров», духовную семинарию и Московскую духовную академию (1848); за успехи в учебе был удостоен премии митрополита Московского Платона (Левшина) и прибавления к фамилии «Платонов». Доктор богословия. Оставленный преподавать в академии, со степенью бакалавра состоял по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, со степенью магистра (1850) читал лекции по истории Русской Церкви, в звании профессора - курс по истории раскола в России (1854-1855). Уволен (1855) за религиозное «вольнодумство» митрополитом Филаретом (Дроздовым); несмотря на это, сохранил к владыке самые добрые чувства, считая его своим духовным отцом и учителем.
Разделял многие идеи московских славянофилов. В 1855-1862 годах служил на светских должностях в Министерстве народного просвещения: цензором в Московском цензурном комитете, чиновником для особых поручений при министре. В одной из записок он впервые поставил вопрос о необходимости наделения приходских священников правами просветителей и, разработав единую образовательную программу, использовать их знания для распространения грамотности в народе (эту идею спустя 20 лет начнет реализовывать К. П. Победоносцев). Одновременно (1858-1860) состоял в Комиссии генерал-адъютанта Я. И. Ростовцева, вместе с В. А. Черкасским, Ю. А. Самариным и другими занимался подготовкой Положения об улучшении быта крестьян (1861). Управляющий Синодальной типографией (с 1863). С декабря 1867 года в течение 19 лет - издатель и главный редактор ежедневной газеты «Современные известия», основанной при финансовой поддержке крупного железнодорожного предпринимателя Ф. В. Чижова. Ее авторами были видные представители либеральных кругов дворянства, купечества и интеллигенции. Многие «статьи по внутренней и иностранной жизни сочинял он сам. Человек он был способный, но своеобразный, и в его газете печатались статьи то слишком смелые, то, наоборот, приторные. До восьмидесятых газета еще читалась, но когда в Москве появились дешевые издания типа «Московского листка»,(...) газета Гилярова многим показалась пресной, завяла и кончилась»3. Тем не менее его известность и авторитет в русской патриотической прессе были весьма высоки.
Жил на съемных квартирах.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище по соседству с могилами М. П. Погодина и В. С. Соловьева.
- Протоиерей Стефан Иванович Зернов (1817-1887)
1877-1880
Родился в семье сельского диакона Меленковского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую семинарию и Московскую духовную академию (1844). После академии 20 лет служил священником в церкви святителя Николая на Студенце в Москве. В 1864 году был возведен в сан протоиерея и перемещен в приход церкви святителя Николы Явленного на Арбате. В воспоминаниях современников отмечается его популярность как пастыря. Близко знал и пользовался расположением митрополита Московского Филарета (Дроздова). Состоял благочинным Пресненского благочиния; с 1877 года - членом Московской духовной консистории; в течение 15 лет служил в Московском цензурном комитете, был цензором журнала «Православное обозрение». Преподавал Закон Божий в Александро-Мариинском училище и в Николаевском сиротском институте. Попечитель Арбатского 3-го Городского начального училища (1886).
Московский домовладелец ( по данным на 1912): Поварская улица, 18.
- Протоиерей Павел Иванович Казанский (1828-1908)
1893-1896, 1897-1900, 1901-1904
Представитель костромского священнического рода. Окончил духовную семинарию в Костроме (1848) и Московскую духовную академию. В звании магистра богословия преподавал гражданскую историю в Нижегородской и Московской духовных семинариях. Заслуженный профессор МДА. Автор ряда трудов, в том числе «Об историческом значении книг малых пророков» (Прибавления к творениям святых отцов. 1872. N 25). Рукоположен во священника (1854), состоял в штате церкви Смоленской иконы Божией Матери Московского Новодевичьего монастыря, в том же году назначен настоятелем вновь открытой (освящена в 1851) церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского при Московской практической академии коммерческих наук, в 1875-м - настоятелем церкви мучеников Адриана и Наталии в Мещанской слободе, позже - настоятелем церкви святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной улице. Второй со времени освящения настоятель храма Христа Спасителя (1899-1908). Вел активную педагогическую деятельность в гражданских учебных заведениях: более всех других законоучителей (1854-1875) преподавал в Московской практической академии коммерческих наук и одновременно (1857-1892) в Лазаревском институте восточных языков.
Многие годы входил в состав церковной администрации, в том числе был членом Московской духовной консистории. В дни коронации императора Николая II занимался устройством по этому случаю бесплатных монастырских обедов для беднейших жителей Москвы. Состоял действительным членом Императорского Палестинского общества, председателем попечительского совета учрежденной княжной Мещерской женской гимназии. Приходился родственником митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову), участвовал в подготовке выставки в Москве к 40-летию со дня преставления святителя (1907).
Жил в Москве (по данным на 1901): Штатный переулок, дом Муссо. Похоронен на Пятницком кладбище.
- Протоиерей Платон Иванович Капустин (1816-1891)
1881-1884
Представитель уральского священнического рода уроженцев села Батурино Пермской губернии, брат архимандрита Антонина (Капустина. 1817-1894) - выдающегося церковного деятеля, многолетнего настоятеля Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. До 1836 года воспитывался в Тобольской духовной семинарии, окончил Московскую духовную академию (1840, вторым магистром). Преподавал в родной семинарии, в 1842-м вернулся в Москву, состоял профессором философии, затем математики и физики МДА. Рукоположен во священника (1850) митрополитом Филаретом (Дроздовым). Был настоятелем церквей Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках и великомученика Никиты в Старой Басманной слободе. Член Московского епархиального управления, цензор Московского духовного цензурного комитета. По долгу службы в 1885 году передал С. А. Толстой, супруге писателя, отрицательный отзыв Святейшего Синода о «сочинениях графа Льва Николаевича Толстого под названиями «Исповедь» и «Как я понял учение Христа».
На примере отца Платона современник «свидетельствовал, что просвещенные священники вовсе не были самыми последними в деле духовного подвига и пастырского попечения. Достаточно напомнить тонких мыслителей,(...) крупнейших русских византологов и замечательных знатоков греческого, да и своего русского языка; этот же о. Антонин и его брат Платон Капустин - один из известнейших в свое время московских священников, [оба они] были хорошими астрономами, а о. Платон писал и статьи по высшей математике»4.
Был женат (с 1850) на родственнице митрополита Московского Филарета (Дроздова).
Жил в Москве (по данным на 1897): улица Большая Никитская/Брюсов переулок. Похоронен на Пятницком кладбище у алтаря церкви Троицы Живоначальной.
- Иерей Федор Мартынович Ловцов (?-после 1900)
1877-1880
Священник церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Законоучительствовал в ряде учебных заведений. Являлся духовником семьи историка С. М. Соловьева и его сына - философа и поэта В. С. Соловьева5.
Жил в Москве (по данным на 1903): Успенский переулок (Арбатская часть)
- Протоиерей Николай Васильевич Малолетенков (1874-1953)
1917
Священником он стал только под конец жизни. В 1892 году окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, Петровскую сельскохозяйственную академию (1905) и Берлинскую высшую сельскохозяйственную школу (1913). Кандидат коммерции, кандидат богословия. После академии в течение 12 лет служил в Москве в правлении Товарищества химических заводов «П. К. Ушков и Ко», затем на Московской губернской сельскохозяйственной станции. Получив агрономическое образование в Берлине, начал заниматься исследовательскими работами и практической деятельностью в области сельского хозяйства. Написал ряд работ по проблемам экономики кооперативных хозяйств Северо-Запада России.
Кадет, кандидат в выборщики от партии в I Государственную Думу. После Октябрьской революции сотрудничал с советскими организациями, был членом Московского областного союза кооперативных объединений. Арестован (1922) и выслан за границу в составе группы ученых и технической интеллигенции. Жил сначала в Германии, затем (1927) переехал во Францию, работал там садовником, сторожем. Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже со званием кандидата (1945). Рукоположен во диакона (1943), во священника (1944), возведен в сан протоиерея. С 1945 года - настоятель храма Воскресения Христова в Гренобле (депутат Изер, Франция), находящегося в юрисдикции Московской Патриархии 6.
- Протоиерей Петр Алексеевич Преображенский (1828-1893)
1877-1880, 1881-1884
Из московской священнической семьи. Учился в Московской духовной семинарии, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1851) в звании магистра богословия («Жизнь и заслуги Оригена как апологета христианства»). Преподавал логику, психологию, латинский язык в Новгородской, а затем (с 1855) в должности профессора - логику, психологию, патристику и латинский язык в Московской духовной семинарии. После рукоположения во иерея - настоятель Никольской церкви при МДС. В сан протоиерея возведен в 1882 году. Священник церкви преподобного Феодора Студита на Никитской улице (с 1883). Один из основателей (вместе с профессором Н. А. Сергиевским и протоиереем Г. П. Смирновым-Платоновым) богословского журнала «Православное обозрение» - по оценкам специалистов, наиболее глубокого и влиятельного православного издания второй половины XIX века. Возглавлял редакцию (1860, 1875-1891), сумев привлечь к сотрудничеству многих известных духовных писателей, поместил в журнале десятки собственных оригинальных и переводных статей, издал ряд сборников древних текстов, сопроводив их введениями и примечаниями, инициировал публикацию под своей редакцией нескольких серий («Памятники древнехристианской письменности» в 8 томах и другие). Почетный член Петербургской (1883) и Московской (1884) духовных академий.
Один из учредителей московского Общества любителей духовного просвещения (1863), член правления Заиконоспасского духовного училища (с 1867), комиссии по хозяйственной части духовных училищ (с 1872), правления Московской духовной семинарии (1873-1885), правления епархиального свечного завода (с 1887). Основатель (1882) и вице-президент отделения пчеловодства при Московском обществе акклиматизации растений и животных. Об этом увлечении отца Петра сохранились примечательные воспоминания: «Занятия пчелами приняли у старика характер сердечной любви и трогательной заботливости. Приобретя себе подмосковную дачу в Пушкине, он с ранней весны по целым месяцам отдавался любимому делу»7.
- Протоиерей Иоанн Николаевич Рождественский (1803-1894)
1877-1880
Окончил Московскую духовную академию. Состоял в органах церковного управления, представлял московское духовенство в ряде комиссий, в том числе в Особом комитете из духовных и светских лиц для составления основных положений преобразования духовно-судебной части (1869). Член Московской духовной консистории. Славился как человек, который особенно любил и умел примирять супругов, хлопотавших в консистории о разводе.
Ф. И. Тютчев, описывая происходившие в 1867 году в Москве торжества по случаю юбилея митрополита Филарета (Дроздова), отметил участие в них отца Иоанна - близкого знакомого своей семьи: «Богослужение было необыкновенно величественно. (...)Шесть епископов служили с тремя митрофорными протоиереями, одним из которых был Рождественский. Внутренность алтаря представляла собой как бы священный улей, блестящие золотые пчелы двигались с густым и таинственным жужжанием»8.
Один из учредителей Общества любителей духовного просвещения (1863). Опубликовал работы «Катехизические беседы» и «Беседы о говении» (1874), речь «О ложном взгляде современной науки на человека и его жизнь»; многочисленные проповеди печатались в «Душеполезном чтении», в «Московских епархиальных ведомостях», «Православном обозрении» и других изданиях. Был избран почетным членом МДА. По его инициативе в 1875-1884 годах осуществлен выпуск «Правил святых апостолов и вселенских и поместных соборов» на греческом и славянском языках. Участвовал в учреждении при Обществе Отдела духовно-нравственных книг (1876).
Дядя (по матери) митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского), апостола Алтайского (1835-1926)9. - Протоиерей Александр Алексеевич Романовский (установить годы жизни пока не удалось)
1881-1884
- Иерей Василий Алексеевич Романовский (установить годы жизни пока не удалось)
1881-1884
- Протоиерей Григорий Петрович Смирнов-Платонов (1825-1896)
1889-1892
Преподавал в Московской духовной семинарии (1852-1855). Богослов, духовный писатель, магистр МДА. Священник Воскресенской церкви на Остоженке, настоятель церкви Николы Явленного на Арбате. Законоучитель Александро-Мариинского женского училища, женской гимназии при Доме воспитания сирот убитых воинов, училища имени В. Е. Чертковой. Редактор-издатель журнала «Детская помощь» (издавался в 1885-1894). Член Общества распространения полезных книг, товарищ председателя Комитета грамотности при Императорском Обществе сельского хозяйства, председатель Братства святителя Николая, учрежденного при Николо-Явленской церкви в память цесаревича Николая Александровича под председательством обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, сопредседатель Попечительства о малолетних слепых детях Совета Московского отделения Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, член Попечительства о бедных духовного звания и ревизионной комиссии училища при Обществе попечения о бедных и бесприютных детях в городе Москве и ее окрестностях.
Жил в доме при церкви (по данным на 1893): улица Арбат, 16, 18.
- Иерей Василий Тимофеевич Терновский (установить годы жизни пока не удалось)
1881-1884
Законоучитель в ряде учебных заведений.
Жил в Москве (по данным на 1893): 1-й Гончарный переулок.
1. Вишняков Н. П. Гласные Московской городской думы. Рукопись (Московская областная публичная библиотека). Б/н., б/д. С. 239.
2. Сменил отца Николая в должности штатного священника ИМТУ его брат Александр Сергеевич, удостоенный сана протоиерея 6 мая 1907 г., но 27 сентября 1908 г. скончавшийся. После него в ноябре 1908 г. на вакантное место был назначен племянник гласного Сергей Александрович (?-1951) - кандидат-магистрант МДА. В должности училищного священника он состоял до 1918 г. Законоучитель Коммерческого училища им. цесаревича Алексея (1914-1918). Секретарь МВТУ по студенческим делам, управляющий делами (1920-1924), библиотекарь (до 1930) библиотеки МВТУ и библиотеки при научно-техническом отделе ВСНХ. Работал в строительных организациях. Будучи внештатным священником, совершал богослужения в ряде храмов. В 1947 г. принял монашеский постриг с именем Александр в Троице-Сергиевой лавре, удостоен сана архимандрита и наречен епископом Житомирским и Овручским.
3. Телешов Н. Д. Литературно-художественный кружок // Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. М., 1953. С. 29.
4. Архимандрит Киприан (Керн). Православное пастырское служение. М., 2002. С. 234.
5. Современник так описывал похороны В. С. Соловьева: «Утром 3 августа состоялось отпевание в университетской церкви св. Татианы.(...) Москва была совсем пуста, в церкви небольшая кучка народа. В отпевании приняли участие: сакелларий Благовещенского собора Н. М. Иванцов, брат А. М. Иванцова-Платонова, молодой иеромонах Петр Зверев (теперь епископ), старый духовник Соловьевых Ф. М. Ловцов от Успенья на Могильцах.(...) Кадила звенели, старый Федор Мартынович Ловцов плакал, утирая слезы платком с широкой красной каймой».
6. Кончина протоиерея Николая Малолетенкова [13 апреля 1953 г.] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. N 014.
7. Соловьев В. С. Собр. соч. в 15 т. Т. 8. СПб., 1912. С. 448.
8. Наш современник. 2003. N 12.
9. Корсунский И. Н. Протоиерей Иоанн Николаевич Рождественский. Некролог. М., 1894.