Московский журнал

 Татьяна Тарасова

N 3 - 2009 г.


Русь Православная 

"Из небытия будут воссозданы храмы..."
О московских иконописцах Ирине Васильевне Ватагиной (1924-2007) и Ирине Владимировне Волочковой (1929-2007)

От редакции

Когда в 1980-1990-х годах началось возвращение Русской Православной Церкви храмов - большей частью разоренных, с утраченными росписями, лишенных икон и убранства, казалось невероятным все это восстановить. Не утеряна ли безвозвратно традиция иконописания за десятилетия официального безбожия? Ведь это не просто вид художества, а, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, - «ответственное церковное служение», требующее от человека «не только навыков владения техникой иконописи, но и личного аскетического подвига». И не чудо ли, что с получением Церковью свободы такие люди не замедлили явиться...

Именно к их числу относятся Ирина Васильевна Ватагина и Ирина Владимировна Волочкова. Весьма разных по происхождению, по характеру, да и вообще по судьбе, их объединяло одно: искренняя Вера и подвижническая любовь к Церкви. Об Ирине Васильевне еще при ее жизни «Московский журнал» рассказывал в N 5 за 2001 год («О тех, кого помню и люблю», с. 2-8). Об Ирине Владимировне речь пойдет впервые.

Память о замечательных иконописцах бережно хранят во многих обителях и храмах России. Они, в частности, подвизались на восстановлении московского Свято-Данилова монастыря (кстати, тогда настоятель этого монастыря, а ныне - епископ Читинский и Забайкальский Евстафий любовно назвал группу трудившихся здесь иконописцев «даниловскими девушками»), Толгского Свято-Введенского монастыря (Ярославская епархия) и так далее.

Помещаемый ниже краткий очерк составлен из воспоминаний людей, близко знавших обеих Ирин.


Ирина Васильевна ВатагинаИрина Васильевна Ватагина - внучка известной на рубеже XIX-XX веков художницы Антонины Леонардовны Ржевской (1861-1934) и дочь народного художника России, лауреата Государственной премии СССР Василия Алексеевича Ватагина (1883/84-1969). Как иконописец и реставратор она трудилась сначала в церкви Илии Обыденного, а затем в Николокузнецком храме при протоиерее Всеволоде Шпиллере.

Отец Всеволод привлекал много молодежи своим служением и особенно проповедями, собиравшими большое число людей - в том числе студентов. Молодежь в одиночку и группами устремлялась «в Кузнецы на лекции», как тогда говорили. В одной из таких групп была и Ирина Ватагина. Серьезная и скромная, она сблизилась с отцом Всеволодом, помогала ему и в храме, и в быту. Со временем, по благословению протоиерея Всеволода, стала писать иконы.

И. В. Ватагина после окончания Суриковского института несколько лет работала в Троице-Сергиевой лавре под руководством Марии Николаевны Соколовой (монахини Иулиании) - духовной дочери сначала святого праведного Алексия, а после его кончины священномученика Сергия Мечёвых; затем 15 дет была реставратором икон в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Как уже говорилось, с группой художников Ирина Васильевна немало потрудилась в Николокузнецком храме над росписями алтарей. Ею также были созданы иконы «Сошествие во ад» и преподобного Андрея Рублева в житии, выполнены копии с иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и многих-многих других.

Однажды Ирина Васильевна упала с лесов, сильно расшиблась и сломала ногу. В храме все переживали это несчастье и молились за нее. Сохранились два письма к ней отца Всеволода Шпиллера того времени.

«Москва, 21 июня 1980 года.

Дорогая Ириночка!

<...>Вспоминай почаще многострадального Иова, как и его друзей, старавшихся ему объяснить, откуда его несчастья. Вспоминай, что все объяснения оказались неверными. И только то, как он сам принял все ему ниспосланное, Бог нашел верным, как была верной его вера в Бога. А мы с тобой как раз такой верой верим, во всяком случае, стараемся верить. Вот тебе ответ на самое главное».
Реставрационные работы Ирины Васильевны Ватагиной
Второе письмо написано 26 августа 1981 года - накануне предстоявшей Ирине Васильевна сложной операции:

«Молюсь усердно, все время, непрестанно, наша радость, наше солнышко. На Успение хочу служить. Ты будешь вместе с нами со всеми. Мы, все Кузнецы, будем с тобой. Завтра, в канун Успения, с девяти часов утра будем на коленях умолять Божию Матерь и Господа Иисуса Христа облегчить твои страдания. Уверен в помощи тебе Неба, наша милая, наша дорогая Ириночка!»

После лечения, несмотря на непрекращающиеся боли, Ирина Васильевна продолжала посещать службы, не унывала, не роптала, являя собой образец силы духа и смирения.

После кончины протоиерея Всеволода (1984) Ирина Васильевна еще некоторое время ходила в Николокузнецкий храм, помогала близким к отцу Всеволоду людям. В 1990-м году она становится прихожанкой вновь открытого храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Ею были расписаны алтари в честь святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых, нижний храм Всех Святых, в земле Российской просиявших. Большую икону святого праведного Алексия с житием, которая «предваряла» крестный ход во время перенесения честных мощей старца из Новоспасского монастыря в храм на Маросейке в 2001 году, тоже написала Ирина Васильевна. При храме она создала первую в постсоветское время, а ныне широко известную иконописную школу, ученикам которой отдавала все свои силы и знания, как мать переживала и усердно молилась за них, благодаря чему многие ее воспитанники стали не только востребованными иконописцами, но и квалифицированными преподавателями.

«Лебединой песней» Ирины Васильевны Ватагиной стала реставрация Царских врат XVII века, привезенных в 1930-х годах в Кленники священномучеником Сергием Мечёвым и Марией Николаевной Соколовой из поездки по России и установленных в нижнем храме. После закрытия церкви врата хранились у одной из прихожанок и в 2006 году вернулись на свое место. 26 ноября 2006 года настоятель храма протоиерей Александр Куликов направил Святейшему Патриарху Алексию II следующий рапорт:

«Ваше Святейшество!

В прошедшее воскресение, в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (26.11.2006) нам была дана великая Божия радость: в наш храм возвратились Царские врата, написанные в XVII веке.

Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова) при закрытии храма в 1932 году сумела передать их прихожанке с просьбой, когда откроется храм, вернуть на место. И вот только теперь сын умершей прихожанки исполнил ее просьбу.

Сейчас эти Царские врата реставрирует Ирина Васильевна Ватагина (реставратор высшей категории), руководитель нашей иконописной школы.

Вчера, как получили мы этот великий для нас подарок, после литургии объявили верующим и отслужили благодарственный молебен».

17 декабря 2006 года в Кленники пришел ответ Его Святейшества:

«Рапорт читал. Сорадуюсь вместе с Вами, дорогой отец Александр, событию, совершившемуся в приходе.

Надеюсь, обретенная святыня под умелым мастерством Ирины Васильевны Ватагиной в скором времени обретет свой изначальный вид и займет достойное место в интерьере храма как священная реликвия. Ваша совместная приходская молитва «мечевцев», долготерпение и упование на милость Божию вознаграждены. <...> Хотелось бы обратить внимание всех на уверенность прихожан 20-30-х годов прошлого столетия, оказавшихся в сложных жизненных условиях воинствующего атеизма, что наступят лучшие времена, и Церковь вновь получит свободу, из небытия благодаря силе духа верующих будут воссозданы вновь некогда утраченные храмы и обители и отреставрированы тысячи поруганных церквей и монастырей. Непреложны для всякого времени слова Христа Спасителя: «И на сем камени созижду Церковь свою, и врата адовы не одолеют Ее» (Мф. 16, 18), что подтверждено жизнью возглавляемого Вами прихода».

Через два месяца, 24 апреля 2007 года, практически завершив реставрацию Царских врат, Ирина Васильевна Ватагина скончалась. Протоиерей Александр Куликов вспоминает:

«К сожалению, я не смог присутствовать на погребении Ирины Васильевны, ибо в это время находился с группой прихожан в святом граде Иерусалиме. Там мы поминали ее, молились. По приезде были на кладбище, на ее могиле, а также на сороковой день ездили опять в Тарусу. (И. В. Ватагину похоронили в Тарусе рядом с родителями. - Т. Т.) <...> Память ее всегда будет жива в иконах, росписях, созданной ею иконописной школе, в сердцах многих окружавших ее родных и любящих ее людей».

+   +   +

Ирина Владимировна ВолочковаИрина Владимировна Волочкова родилась в Москве и в первые годы своей жизни проживала с матерью Марией Алексеевной и сестрой Натальей во 2-м Обыденском переулке, в доме N 12. Отца, Владимира Михайловича Волочкова, она не помнила, поскольку он в 1930 году был репрессирован и в 1933-м погиб в Тамбове. Матери, оказавшейся женой «врага народа», было непросто растить двух малышей, и она нередко отправляла их (вместе или по очереди) погостить к близким - к своим родителям в сельцо Ольгино Тульской области либо в Ясную Поляну к сестре Елизавете Алексеевне Карасевой, работавшей там учительницей. Муж Елизаветы Алексеевны, Сергей Иванович Щеголев, был хранителем усадьбы, а его сестра Мария Ивановна - экскурсоводом. О бабушке Наталье Семеновне и дедушке Алексее Тимофеевиче у Ирины Владимировны сохранились самые теплые воспоминания - деревня, дом с достатком (дед служил на железной дороге), яблоневый сад, пасека, огромное количество книг на чердаке (Ира и Наташа были страстными любительницами чтения), поездки с дедом по окрестностям - легкие, светлые воспоминания...

В 1937 году Ирина пошла в школу, а оканчивала десятилетку уже в Ясной Поляне, куда ее отправила мать после немецкой оккупации, в которой сестры оказались, находясь в Ольгине. Школьные годы прошли в неповторимой атмосфере яснополянского музея-усадьбы.
Работы Ирины Владимировны Волочковой
В 1947 году Ирина поступила в Строгановское училище. Многие ее ранние пейзажи посвящены Ясной Поляне. В особенности она любила рисовать дальние леса и цветущие луга на спуске к речке Воронке, старые кряжистые деревья на лесных дорожках усадьбы.

По окончании училища Ирина начинает работать в художественно-оформительском цехе Московского комбината декоративно-прикладного искусства. Много путешествует - Карпаты, Крым, Карелия, Кавказ. Впитывает новые впечатления, рисует. Близким она запомнилась в то время своим постоянно радостным, восторженным отношением к миру - ко всякой былиночке, к каждому цветку.

В 1960-х Ирина Владимировна с матерью переехала из Обыденского переулка в новый дом на Новокузнецкой улице, расположенный невдалеке от храма святителя Николая в Кузнецах. С этого храма началось ее воцерковление, ее перерождение из художника-оформителя в художника-иконописца. Протоиерей Александр Куликов, бывший тогда в Николо-Кузнецком храме священником, вспоминает:

«Вначале она трудилась по уборке храма. Я обратил внимание на серьезную молодую интеллигентную женщину, моющую полы. Выяснив, что она художница и очень хочет потрудиться здесь в этом качестве, предложил ей заняться иконописью. Оказалось, что <...> она очень желает этому научиться. В это время начала писать иконы для храма, а затем и расписывать алтари Ирина Васильевна Ватагина. По благословению отца Всеволода Шпиллера я познакомил Ирину Владимировну с Ириной Васильевной и еще некоторыми художниками. Ирина Владимировна с большой любовью и старанием приступила к изучению иконописи, что хорошо ей удавалось. Впоследствии она немало потрудилась в храме села Дмитровского. Там ею был написан образ великомученика Димитрия Солунского, ныне находящийся в Греции, в приделе собора великомученика Димитрия Солунского в Фессалониках.

Но больше всего трудов пришлось понести Ирине Владимировне совместно с Ириной Васильевной Ватагиной в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке, переданном Церкви в 1990 году. Благодаря им и еще нескольким иконописцам наш храм был быстро приведен в надлежащий вид.

К созданию икон Ирина Владимировна относилась с большим трепетом. Показывая эскизы, волновалась, переживала: сможет ли? Часто смиренно консультировалась у И. В. Ватагиной. Преимущественно она писала иконы, посвященные Божией Матери, и среди них - замечательный образ «Покров над Русской землей», как назвал его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Умерла она 1 августа 2007 года после длительной тяжелой болезни. В этот день празднуется память преподобного Серафима Саровского - любимого святого Ирины Владимировны, подвижничество и наставления которого вдохновляли ее всю жизнь.

Господь призвал к себе обеих Ирин почти одновременно, и это стало для всей общины нашего храма большой скорбью. Вечная вам память, наши незабвенные труженицы и молитвенницы за нас».

Работы Ирины Владимировны Волочковой

Работы Ирины Владимировны Волочковой