Московский журнал

 В. Карпова

N 7 - 2006 г.


Историко-краеведческие чтения. Кашира 

Станция "Кашира" в начале XX века

Минуло более 100 лет с того дня, как с Павелецкого вокзала через Каширу прошел первый поезд, открыв движение по новой железнодорожной ветке бывшей Рязано-Уральской железной дороги. Первоначальным проектом предусматривалась ее прокладка западнее Каширы, а строительство моста через Оку - возле села Лужники, где сейчас автодорожный мост. Вокзал должен был находиться за городом, а товарная станция - у села Зендиково. Таким образом, 126 десятин леса и земли, принадлежащих Кашире и женскому Никитскому монастырю, пришлось бы за бесценок отдать подрядчику - Обществу Рязано-Уральских дорог. Отцы города и духовенство добились пересмотра уже готового проекта. Англичане и французы категорически отказались продолжать работы - за них взялись предприимчивые бельгийцы, в кратчайшие сроки подготовив новый проект. Согласно ему, станция расположилась на косогоре оврага в двух верстах восточнее Каширы. Подряд на производство земляных работ взяла артель "грабарей", возивших грунт на телегах (грабарках). Под насыпью вырос барачный поселок (ныне улица Чичерина). На левом берегу Оки сооружалось временное жилье для работавших на строительстве моста через Оку (по проекту профессора Московского инженерного училища Л. Д. Проскурякова), которым руководил инженер Роон - вот почему каширяне называли этот мост Ронским. В 1898 году мост успешно прошел испытания. Выглядел он впечатляюще: "Четыре полукружные ажурные фермы по 58 сажень на трех громадных быках-опорах".

Каширский вокзал состоял из зимнего и летнего павильонов. В залах I и II класса находились буфет с горячими обедами, билетная касса, телеграф, багажное отделение, кабинет начальника станции, техническая контора. В зале III класса у стены стояла большая - от пола до потолка - икона с лампадой. В то время при каждом вокзале имелась часовня, в Каширском же временно обходились иконой, так как неподалеку уже была заложена церковь. По выходным и праздничным дням для жителей станционного поселка и пассажиров здесь проводились богослужения. В докладной записке от 4 июня 1915 года В. К. Саблеру, возглавлявшему тогда хозяйственное управление Святейшего Синода, о ходе строительства храма при станции "Кашира" сообщалось: "Звонница готова, может принимать к себе колокола. Постройка (...) возведена аршин на 20 от земли и пока еще продолжается, но общий ход ее задерживается". В 1930-х годах так и не достроенную церковь разобрали, употребив кирпич на строительство клуба.

Общество Рязано-Уральских дорог купило у города землю и бесплатно выделяло работникам железной дороги участки под дома. Так рос станционный поселок. За короткое время в нем появились конюшня, баня, "полоскалка", магазин, медпункт с приемным покоем. Были построены веерное паровозное депо на 25 стойл, ремонтные и вагонные мастерские, материальный и угольный склады, водокачка, лесопилка, здания кондукторской службы и службы пути с мастерскими текущего ремонта, железобетонная мастерская, до 1917 года снабжавшая своими изделиями всю Рязано-Уральскую дорогу. Из культурно-просветительных учреждений станция "Кашира" имела школу-семилетку, детский сад, рабочий клуб и даже свой театр, где киносеансы чередовались с выступлениями драматических трупп.

До середины прошлого столетия через город пролегал торговый тракт, так и называвшийся - "Каширка". По нему из Ельца в Москву через Венев, Каширу, Пахру шли обозы с хлебом. С постройкой первых железных дорог, в особенности линий Москва-Рязань (1863) и Рязань-Козлов (1868) тракт опустел. Кашира осталась в стороне. Рост ее остановился. По данным переписи населения, в 1897 году здесь проживало 4000 человек, а в 1864-м - 3800. Сооружение в 1900 году Рязано-Уральской железной дороги, линии Москва-Павелец с ветвью на Венев дало новый толчок развитию Каширы и всего края. Городская торговля заметно оживилась. Численность населения уже к 1910 году достигла 5800 человек.

Для доставки грузов непосредственно в город проложили железнодорожную ветку от станции "Кашира пассажирская" до станции "Кашира товарная", расположенной у подножия высокого берега Оки. В 1920-х годах протянули узкоколейку на Каширскую ГРЭС.

Каширский вокзал. Фотография 1948 года

В Каширу везли преимущественно муку, крупу и бакалейные товары; отправлялись отсюда хлеб, дрова, овощи и фрукты. Бурное развитие здесь огородничества и фруктового хозяйства объясняется именно наличием железной дороги, позволявшей оперативно доставлять продукцию в Москву и Ленинград.

Кашира являлась крупной станцией, где останавливались все составы, менялись бригады, экипировались паровозы. Путь до Москвы занимал около пяти часов. К прибытию пассажирских и пригородных поездов каширское земство высылало подводы и пролетки для развоза прибывших пассажиров по уезду. На Москву ходило два поезда дальнего следования - скорый саратовский и почтовый астраханский, а также два местных.

Из воспоминаний ветеранов станции А. И. Горигина и П. А. Жабина мы узнаем, что в начале ХХ века начальник станционной конторы Иван Петрович Преображенский имел под своим началом двух сторожей, которые еще убирали перрон и ударами в колокол оповещали пассажиров об отправлении поезда, ламповщика, двух слесарей-жестянщиков, весовщика и грузчиков. У дежурного по станции в подчинении состояли конторщик, списчик вагонов и уборщица, в обязанности которой входило также разносить наряды на формирование составов. В двухэтажном каменном здании размещался резерв кондукторов, насчитывавший более 300 человек. С каждым поездом ездило от 7 до 11 тормозильщиков, 2 смазчика букс и 3 кондуктора. Главный кондуктор следил за посадкой и размещением пассажиров и телеграфировал на впереди лежащие станции о наличии свободных мест. Младший кондуктор, отвечавший за подачу сигналов, находился в хвосте поезда.

+   +   +

Станция "Кашира" и ее вокзал пережили многое - революцию, нэп, Великую Отечественную войну, реконструкцию, переход на электротягу... Вокзал разобрали в июле 1989 года, так как построен он был на склоне оврага, на насыпном грунте, да к тому же при реконструкции автомобильной дороги в этом месте оказалась нарушенной дренажная система. Новый вокзал Кашира обрела в октябре 2003 года.