Московский журнал

 Гульнара Заманова

N 3 - 2009 г.


Обычаи, нравы, характеры 

"Гуляем, бачка!"
О праздновании масленицы в Казани в 60-х годах XIX века

«Масленица - масляная неделя, сырная, неделя до Великого поста; ее чествуют; веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода» - так разъяснял значение этого слова в XIX веке В. И. Даль.

П. Н. Грузинский.Масленица. Холст, масло. 1889 год

Масленица издревле считалась общенародным праздником, не имевшим возрастных, сословных, социальных и других ограничений. Ее встречали в деревнях и городах. Однако, имея общую обрядовую основу, она сохраняла отличительные черты, характерные для той или иной местности Российского государства.

Отмечали встречу Масленицы и жители такого многонационального и многоконфессионального города, как Казань. К середине XIX века в этом университетском городе проживало около 60 тысяч жителей разного вероисповедания, более 30 тысяч православных, 15 тысяч не православных (из них около тысячи католиков и протестантов), 10 тысяч мусульман и 4 тысячи старообрядцев.

Являясь столицей губернии и одним из крупнейших поволжских торговых центров, город поражал гостей и его жителей масштабом разгула в течение всей масленичной недели. Оно и не случайно: ведь сюда на зиму съезжались помещичьи семьи не только из уездов, но и из ближайших губерний. Жизнь высшего казанского общества середины XIX века отличалась размеренностью, довольством и обилием всяческих развлечений. Как писал в своей книге «Казань и ее жители» (издана на французском языке в 1841 году в Санкт-Петербурге) бывший преподаватель английского языка Казанского университета Э. П. Турнерелли, «для тех, кто чувствует себя счастливым лишь на пирах да на празднествах, кто любит разъезжать по балам, делать и принимать визиты, для тех, наконец, кому для счастья нужны шумные удовольствия, Казань - настоящее Эльдорадо; я смело могу сказать, что нет другого города в мире, где чаще устраивались бы собрания для веселья, где обнаруживалось бы большее соревнование в устройстве пиров и удовольствий». «Зимы даны на радость губернским городам, - отмечалось в «Казанских губернских ведомостях» (1845. N 51). <...> Начинаются катанья, которые в это время заменяют принятые летом ежедневные прогулки; вот приходят шумные святки со своими маскарадами, а там наступает разгульная масленица».

Праздничные гулянья проходили по Воскресенской, Большой Казанской, Проломной и другим казанским улицам. В масленичные дни публика особенно любила гулять в Черноозерском саду и кататься на коньках. В Николаевском сквере пестрели карусели и балаганы. Кулачные бои, называемые в народе «мамаевым побоищем», устраивались на озере Кабан, реке Казанке и Арском поле.
Б. М. Кустодиев. Зима.Масленичное гулянье. Холст, масло. 1919 год
Масленица в Казани проходила в привычных русских традициях, с соблюдением обычаев. Но многонациональность накладывала свой отпечаток на празднества, придавая им особый колорит: ведь веселью предавались все жители города вне зависимости от вероисповедания. Ниже приводится заметка о праздновании масленицы в Казани из газеты «Справочный листок города Казани» от 21 февраля 1867 года. Несколько слов о самой газете. Она издавалась три раза в неделю всего один год под редакторством адъюнкта (впоследствии - профессора) Казанского университета, юриста и краеведа С. М. Шпилевского. Он был инициатором создания Общества археологии, истории и этнографии при университете. За книгу «Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии» (1877) получил премию Императорской Академии наук, а за труды по археологии - Большую золотую медаль Императорского Русско­-го археологического общества. В 1885-1904 годах - директор Демидовского юридического лицея (Ярославль).

Масленицу называли в старину «честною, широкою, веселою»; каждый день недели имел особое название и значение.

Понедельник - «встреча». В этот день с особенными обрядами встречали масленицу. Дети с раннего утра выходили на улицу строить снежные горы, устроивши которые, они скороговоркою причитывали: «Звал, позывал честный Семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться» и т. д.

Это позыванье масленицы встречается и на старинных лубочных картинах.

После этого позывания дети сбегали с гор и кричали: «Приехала масленица, приехала масленица».

Празднование встречи масленицы соединялось и с кулачным боем. Иногда на снежную гору вывозили на салазках с причитанием соломенную куклу - масленицу, на которую надевали кафтан и шапку, опоясывали ее кушаком, ноги обували в лапти.
Татары
Люди более степенные встречали масленицу посещением родных; свекор со свекровью отправляли свою невестку на целый день к ее родным, а к вечеру и сами приходили к ним.

Необходимым угощением, конечно, были блины; первый блин отдавался нищей братии на помин усопших. Опару для блинов стряпухи приготовляли с особенными обрядами - из снега, при лунном освещении.

Вторник - «заигрыши» - собрание молодежи, девиц и молодцев, покататься на горах, поесть блинов.

Среда - «лакомка» - теща приглашала зятьев и всех своих родных на блины; сохранилось несколько народных песен о заботливости тещи при угощении зятя.

Четверг - «разгул, перелом, широкий четверг» - полный раздольный разгул; кулачные бои, сначала «сам на сам», «один на один», а потом уже «стена на стену»; катанье; разные обряды. На огромные сани ставили посредине столб, к нему привязывали колесо, а на колесо сажали мужика с вином и калачами; эти сани двигались по улицам, а за ними тянулся поезд с песнями; в других местах вместо мужика возили в санях дерево, украшенное разноцветными лоскутками и бубенчиками; в Архангельске мясники возили на санях огромного быка; в Сибири на нескольких санях устраивали корабль с парусами и снастями, на корабль сажали честную масленицу (куклу) и медведя, на корабль садилось и несколько человек, все это двигалось десятками двумя лошадей.

С четверга расхаживали по домам с бубнами, рожками и балалайками «петь коляду»; в этот день устраивались также пиры в складчину «братовщины». «Не житье тогда было, говорили, а масленица»; «выпили пиво об масленице, а с похмелья ломало после радуницы (понедельник после Святой); но «не все коту масленица»; «пируй и гуляй на масленице, а про пост вспоминай».

Пятница - «тещины вечерки» - зятья угощали блинами тещу и других родных; чем более было званых, тем более теще чести.

Суббота - «золовкины посиделки» - молодая невестка приглашала к себе своих родных.

Воскресенье - «проводы, прощанья, целовник, прощеной день». Устраивались поезда - проводы масленицы, подобно четверговым. Прощались с живыми и мертвыми; выходили утром на кладбище просить прощение у умерших родных; отправлялись за этим и к живым родственникам и приносили им подарки: зять с женою к тестю и теще, в этот день отдаривали также кума с кумою за «ризки» и «зубок»; все родные вечером этого дня обыкновенно собирались прощаться друг с другом к старшему в роду. Прощание заключалось поцелуями и низкими поклонами.

Старинные обычаи и обряды постепенно отживают свой век, встречаются все реже и реже, но все-таки до сих пор многое остается на масленице из старины глубокой; особенно у поселян, а отчасти и в городах. Известно, например, что лет 50 тому назад в Казанской губернии в Свияжске и Чебоксарах бывали масленичные поезды, вроде упомянутых, а в Казани до сих пор остался старинный обычай катанья «на татарах», как говорят здесь. Все казанские улицы с воскресенья покрываются парными, раскатистыми санями татар, их приезжает из казанского и других уездов для извоза на масленицу очень много, иногда бывало их до 6 тысяч; в последние годы вместе с татарами стали появляться и русские, но извоз татар на масленице считается какой-то привилегией их, дарованной им чуть ли не при Петре Великом. Несколько дней тому назад разнесся, было, несправедливый слух, что в нынешнюю масленицу татар не будет в Казани, многие по этому поводу выражали сожаление о прекращении этого старого обычая, но Казань и нынче, по-прежнему, полна татарами. Говорят, что лет 15 тому назад езда «на татарах» была очень дешевая: можно было сделать далекий конец за 5 копеек ассигнации, но нынче за это платится уже копеек 10, 15 серебром. Татары являются с предложением своих услуг, упрашивая пешехода садиться: «Садись, пожалуйста, хозяин; пожалуйста садись, знакомый»; «гуляем, бачка!» По крику «айда» («ступай»), «кувала! кувала!» («скорей, скорей») татарин мчит свою пару лошадей, украшенных ленточками. Есть и определенное место для катанья «на татарах» - озеро Кабан, на котором устраивается на масленице народное гулянье, балаганы и т. п.

Катанье «на татарах», блины и другие дневные масленичные удовольствия сменяется вечером развлечениями другого рода - маскарадами, танцевальными вечерами, балами и т. п. Вчера был маскарад в благородном собрании, нынче в купеческом; в четверг бал в благородном собрании, в пятницу и воскресенье танцевальные вечера в купеческом; предполагается много и частных вечеров; в воскресенье устраивается некоторыми пикник, который обещает быть очень веселым... Пока мы говорим о наступившей масленице как о будущем, нынче только вторник; может быть, придется поговорить об ней как и о прошедшем. Желаем всем нашим читателям, чтобы их приятные надежды на веселье сменились еще более приятными воспоминаниями об нем.

Подготовка текста и предисловие Гульнары Раисовны Замановой

Б. М. Кустодиев.Масленица (масленичное катание). Холст, масло
Б. М. Кустодиев.Масленица (масленичное катание). Холст, масло